Как развоздушить систему отопления

Как спустить воздух с системы отопления

При устройстве индивидуальных отопительных систем пользователям приходится обеспечивать их оптимальное функционирование с помощью различного вида встроенного оборудования и сантехнической арматуры. Одной из основных проблем при эксплуатации отопительной магистрали является завоздушивание, в этом случае домовладельцам необходимо самостоятельно решать задачу, как спустить воздух с системы отопления.

Чтобы упростить проведение процедуры развоздушивания, на этапе монтажа системы в контур и теплообменные приборы встраивают технические приборы для выпуска воздуха. Также немалую роль для обеспечения бесперебойной работы играет правильное обслуживание и эксплуатация отопительной магистрали.

Рис. 1 Примеры обвязки котла индивидуальной отопительной

Признаки завоздушивания

Завоздушивание приводит к неэффективной работе системы отопления, в результате чего расходуются излишние ресурсы на подогрев теплоносителя. Это приводит к неоправданным финансовым расходам и может существенно сказаться на семейном бюджете в течение холодного сезона. Сигналами, если завоздушена система отопления, являются следующие признаки:

  • Отсутствие нагрева теплообменников. Завоздушивание в контуре отопления в виде пробки препятствует прохождению теплоносителя по трубам, в результате чего он не поступает на радиаторы или в трубопровод теплых полов. Если в подводящие трубы попадает воздух, батареи и полы остаются холодными при работающем на полную мощность котле.
  • Неравномерный прогрев радиаторов. Если в радиаторах отопления находится воздух, одна из его частей будет иметь более низкую температуру, что легко определить прикосновением ладони к поверхности секций.
  • Повышенный шум. Перемещение теплоносителя в трубопроводном контуре с воздушными пробками нередко сопровождается шумом, который вызывает движение микропузырьков.
  • Вибрации. Повышенная концентрация воздуха в теплоносителе приводит к ускорению окислительных процессов из-за содержащегося в нем кислорода, сопровождаемых распадом металлов с образованием солей и углекислого газа. Периодические выбросы нерастворимых оксидов металлов и углекислого газа в теплоноситель способны вызвать вибрационные процессы в трубах.

Рис. 2 Завоздушенные радиаторы в тепловизоре

Завоздушивание системы отопления причины

Решая задачу, как убрать воздух из системы отопления, полезно изучить причины, вызывающие завоздушивание, основные из них:

  • Неправильный монтаж. Для того, чтобы вода поступала в котел с естественной циркуляцией, необходимо выдерживать постоянный уклон при разводке труб. Несоблюдение данного условия приводит к появлению воздушных пробок на криволинейных участках.
  • Нарушение герметичности. Если в трубопроводе отопительного контура появляются дефекты в виде различного вида трещин и разгерметизации резьбовых, паяных, компрессионных соединений, через них проникает воздух, приводя к завоздушиванию всей системы.
  • Неправильный монтаж воздухоотводчиков. Удаление воздуха из системы отопления частного дома обычно осуществляют с помощью воздухоотводчиков в радиаторах отопления (краны Маевского), на распределительных коллекторах для теплых полов и в высшей точке отопительного контура. Если данные условия не соблюдаются в полном объеме, вероятность завоздушивания системы существенно возрастает.
  • Неисправность воздухоотводчиков. Теплоноситель может содержать в своем составе продукты распада (окисления) металлических узлов, просроченного антифриза или соли металлов. Нахождение в системе твердых взвешенных частиц приводит к забиванию входных отверстий, каналов воздушных клапанов воздухоотводчиков и делает невозможным их нормальное функционирование.
  • Несоблюдение правил заливки теплоносителя. Одна из причин, почему завоздушивается система отопления в частном доме, является ее неправильная подготовка к эксплуатации. При наполнении теплоносителем контуров радиаторной отопительной и системы теплых полов следует придерживаться несложных правил, в противном случае их нарушение приведет к образованию воздушных пробок.
  • После проведения ремонтных работ.Одна из причин, почему воздушит систему отопления – попадание в трубопровод воздуха после ремонта или профилактического обслуживания отдельных узлов. К примеру, если снимают циркуляционный насос, перенаправляя теплоноситель по параллельному обходному байпасу, после его установки в прежнее положение возникнет проблема с наличием воздуха внутри корпуса.
  • При пополнении объема теплоносителя. После заливания в контур дополнительного количества рабочей среды повышается вероятность завоздушивания трубопровода в связи с тем, что жидкость имеет в своем составе высокий процент растворенного воздуха.

Рис. 3 Схема принудительной и гравитационной систем

Методы устранения воздушных пробок из отопительных систем

Существует два основных вида систем отопления – открытая самотечная (гравитационная) и закрытая (принудительная).

В первом варианте рабочее тело поднимается по трубам от котла вверх самотечным способом за счет его более меньшей плотности в сравнении с более холодной средой. При этом некоторое количество жидкости собирается в расширительном баке, помещенном в самой верхней точке нагревательного контура.

В замкнутой разновидности используют герметичный расширительный бак с эластичной мембраной, в котором размещается увеличившийся в объеме теплоноситель при нагревании.

Развоздушивание открытого контура

Гравитационные системы с открытым расширительным баком используются в радиаторном отоплении, при их монтаже основная задача – правильно выдержать угол наклона труб. От вертикального участка трубопровода, отходящего от котла, трубы направляют к радиаторным обогревателям, проходя через которые рабочее тело поступает в обратно в котел по линии обратки, проложенной с некоторым уклоном.

Очевидно, что в самотечном отопительном контуре для беспрепятственного выхода воздуха имеется открытый расширительный бак. Благодаря этому при правильном монтаже проблемы с завоздушиванием в гравитационных конструкциях возникают довольно редко.

При нарушении правил монтажа и завоздушивании придется решать задачу, как убрать воздушную пробку из системы отопления при ее неэффективной работе. Для этого проверяют правильность уклонов и прямолинейность прокладки трубопровода, основной метод устранения пробок – демонтаж неверно уложенного участка и переустановка его в правильное положение.

Также при прохождении теплоносителя по батареям внутри их возможно появление завоздушенных зон, поэтому каждый теплообменник также должен иметь выпускные клапаны (краны Маевского). С их помощью осуществляют удаление воздушных пробок из системы отопления, проводя спуск воздуха в наиболее удаленной от трубопровода подачи и обратки верхней части радиаторов.

Рис. 4 Принцип работы разных видов воздухоотводчиков

Установка воздухоотводчиков

Одним из основных методов решения задачи, как выгнать воздушную пробку из системы отопления, является применение специальных воздухоотводных приборов. Их принцип действия состоит в собирании более легкого воздуха, чем жидкость из труб, в бочкообразной камере корпуса. Внутри воздухоотводного бочонка помещен поплавок, соединенный со спускным клапаном – при переизбытке воздуха он опускается, клапан открывается и выпускает поток наружу.

Чаще воздухоотводчики устанавливают в следующих местах:

  • В наивысшей точке. Так как воздух легче воды, он стремится к подъему по трубам вверх, приводя к их завоздушиванию, поэтому в верхней точке обязательно ставят спускной клапан.
  • На теплообменных приборах. Теплообменные радиаторы имеют сложную форму и различные способы подключения, если в них появляется пробка, выгнать воздух из системы отопления протоком теплоносителя без специальных спускных устройств не получится. Поэтому в каждом современном радиаторе обязательно должны присутствовать спускные клапаны в виде кранов Маевского.

Также воздухоотводчики монтируют на полотенцесушителях сложной конструкции, размещая их в верхней части.

Рис. 5 Места размещения воздухоотводчиков

  • На коллекторной гребенке и гидрострелке. Для разводки извилистых и протяженных контуров теплых полов и радиаторных батарей применяют специальные гребенки и гидрострелки, имеющие сложную конструкцию. Обычно в верхней части таких узлов устанавливают воздухоотводчики, с помощью которых можно развоздушивать распределительные гребенки, корпуса гидрострелок и нагревательные трубопроводы теплых полов.
  • Приборы безопасности. В обвязку многих бытовых котлов устанавливают стандартную группу безопасности – узел, состоящий из воздухоотводчика, манометра и спускного клапана.

Аварийный прибор обычно размещают на выходе трубопровода в верхней части котла.

Следует отметить, что существует два основных вида воздухоотводчиков – с ручным управлением (краны Маевского) и автоматические (существуют конструкции для батарей), последние не нуждаются в открывании спускного клапана механическим способом.

Рис. 6 Сепараторные и шламоотделительные приборы – принцип работы и конструкция

Нагрев теплоносителя

Стандартная температура теплоносителя в отопительном контуре не превышает 70 °С – более высокий показатель приводит к увеличению тепловых потерь, снижению травмобезопасности.

Так как при нагревании рабочая среда расширяется, для более эффективного решения задачи, как удалить воздух из системы отопления, можно использовать данный эффект. Для этого теплоноситель нагревают до температуры, не превышающей 100 °С, после чего удаление (вытеснение) воздушных пробок происходит с большей результативностью.

Применение сепараторов

Для повышения эффективности воздухоудаления, очистки трубопровода от твердых частиц оксидов металлов и ржавчины, забивающих узкие входные отверстия приборов и сантехнической арматуры, в отопительную магистраль нередко устанавливают сепараторы воздуха. Стандартное устройство представляет собой бочонок, внутри которого находится механизм извлечения микропузырьков из теплоносителя.

В различных устройствах его конструкция отличается, наиболее часто используется мелкоячеистая сетка, проходя через которую поток жидкости ударяется о ее поверхность и завихряется. Это приводит к отделению воздушных пузырьков от жидкой среды, после чего они поднимаются вверх и выходят наружу через автоматический спускной клапан.

Шламоделитель. Это еще один полезный для отопительной системы прибор, позволяющий накапливать содержащиеся в теплоносителе твердые частицы, осаждаемые в нижней части корпуса. Далее они смываются при открытии нижнего крана и таким образом трубы освобождаются от грязи и реже нуждаются в промывке.

Нередко воздушный сепаратор и шламоотделитель совмещают в одном корпусе комбинированного прибора.

Рис. 7 Конструкции автоматических воздухоотводчиков

Как спустить воздух с системы отопления – рекомендации

При грамотном монтаже отопительной магистрали на трубопровод и прочие узлы разводки устанавливают автоматические воздухоотводчики, не нуждающиеся в ручном обслуживании. Поэтому реализация основного метода, как прокачать систему отопления, связана с механическими приспособлениями. К данной разновидности приборов относят краны Маевского, встроенные в радиаторы – с их помощью пользователю придется решать задачу, как правильно развоздушить систему отопления.

Для проведения процедуры развоздушивания батарей проводят следующие операции:

  1. Готовят емкость для сливания теплоносителя, ей может быть небольшая банка или пластиковая бутылка.
  2. Специальным ключом или плоской отверткой откручивают винт на головке клапана Маевского, подставляя под выпускное отверстие емкость.
  3. Производят стравливание воздуха из системы отопления, сливая некоторое количество теплоносителя. Наличие пузырьков определяют по звуку выходящей жидкости (это шипение) – когда шум снижается, закручивают винт обратно.
  4. Собранный со всех батарей теплоноситель заливают обратно в контур.

Иногда спуск воздуха в системе отопления из радиаторов затруднен, если они вместо клапана имеют на торце пробку-заглушку. В этом случае поступают следующим образом:

  1. Отключает подачу воды на радиатор со стояка шаровым вентилем или иным способом.
  2. Снимают резьбовую пробку и заменяют ее на заранее приобретенный комплект с краном Маевского одинакового посадочного размера с заглушкой.
  3. Вкручивают устройство в радиатор, используя резиновый или льняной уплотнители, наполняют теплообменник водой и спускают воздух через кран Маевского.

Рис. 8 Краны Маевского – конструктивное устройство

Правильное заполнение системы теплоносителем

Чтобы не сталкиваться с решением задачи, как спустить воздух в системе отопления, важно грамотно наполнять контур теплоносителем, для этого соблюдают следующее правила:

  • Заполнение любой системы проводят с самой нижней точки, для этого на этапе монтажа в трубопровод помещают шаровый вентиль.
  • Тепловой носитель следует подавать с невысокой скоростью, особенно это важно при заполнении протяженных контуров теплых полов.
  • При наполнении замкнутой системы выдерживают давление 1 – 1,5 бара, которое контролируют переносным или встроенным в магистраль манометром.
  • После наполнения системы (в гравитационной степень определяется количеством воды в расширительном баке, в принудительной – давлением) приступают к спуску воздуха из батарей. Перед этим желательно включить котел и нагреть воду до температуры около 60 °С.
  • После развоздушивания доливают теплоноситель и снова проверяют равномерность нагревания радиаторов – при положительном результате работы останавливают. Если снова обнаружен неравномерный прогрев батарей, процедуру развоздушивания повторяют, после чего доливают теплоноситель в контур.

Рис. 9 Как спустить воздух с системы отопления при помощи крана Маевского. Примеры их использования в радиаторах

Задачу, как правильно стравить воздух из системы отопления, решают при помощи специальных приборов – ручных или автоматических воздухоотводчиков. Для отвода воздуха из радиаторов используют краны Маевского, процедура развоздушивания не представляет особых сложностей для любого пользователя и не требует применения дорогостоящего специального инструмента.

Как выгнать воздух из системы отопления

Из-за скопления кислорода и углекислого газа в системах отопления появляются воздушные пробки. Чаще всего эта проблема возникает после длительного простоя, например, по окончании летнего сезона перед первым её запуском, после ремонта или замены каких-либо деталей. Поэтому, чтобы обогрев помещения был полноценным и не вызывал дискомфорта, нужно знать, как удалить воздух из системы отопления в частном доме.

Так выглядет завоздушивание системы на тепловизоре

Причины появления и последствия

Поводом для возникновения воздушных пробок служат следующие факторы:

  1. Во время монтажа допущены ошибки, в том числе, неправильно сделаны места перегибов или неверно рассчитаны уклон и направление труб.
  2. Слишком быстрое заполнение теплоносителем системы.
  3. Неправильный монтаж воздухоотводящих клапанов или их отсутствие.
  4. Недостаточное количество теплоносителя в сети.
  5. Неплотные соединения труб с радиаторами и другими частями, из-за чего происходит попадание воздуха извне внутрь системы.
  6. Первый запуск и избыточный нагрев теплоносителя, из которого под воздействием высокой температуры активнее выводится кислород.
Читайте также:  Как правильно сделать отопление

Наибольший вред воздух может принести системам с принудительной циркуляцией. При нормальной работе подшипники циркуляционного насоса всё время находятся в воде. При прохождении через них воздуха, они лишаются смазки, что приводит к повреждению скользящих колец из-за трения и нагрева или вовсе выводит из строя вал.

Вода содержит в растворённом состоянии кислород, углекислый газ, магний и кальций, которые при повышении температуры начинают распадаться и оседать на стенках труб в виде известкового налёта. Места труб и радиаторов, заполненных воздухом, больше остальных подвержены воздействию коррозии.

Признаки, по которым можно определить, есть ли воздушные пробки в трубах и радиаторах

Из-за воздуха в системе отопления батареи нагреваются неравномерно. При проверке на ощупь их верхняя часть, по сравнению с нижней, имеет заметно меньшую температуру. Пустоты не дают прогреться им должным образом, поэтому и помещение хуже отапливается. Из-за наличия воздуха в системе отопления при сильном нагреве воды в трубах и радиаторах появляется шум, похожий на щелчки и перетекание воды.

Определить место, в котором находится воздух, можно обыкновенным постукиванием. Там где нет теплоносителя, звук будет более звонким.

Особенно внимательно проверяют сеть на герметичность. Когда отопление запущено выявить неплотные соединения крайне сложно, так как на горячей поверхности вода быстро испаряется.

Методы удаления воздуха

Существуют системы отопления с принудительной и естественной циркуляцией теплоносителя. В первом случае жидкость течёт с помощью циркуляционного насоса, а во втором благодаря определённому наклону труб и давлению в них.

Системы с естественной циркуляцией

Для вывода воздуха из системы этого типа используется расширительный бачок. Он устанавливается в наивысшей её точке. Большая часть воздуха самостоятельно выводится через него при нагреве теплоносителя. Если же воздушные пробки всё равно остались, то многие специалисты рекомендуют увеличить количество жидкости в системе, открыв при этом воздухоотводчики. Тем самым теплоноситель сам вытеснит движением и давлением воздух из сети.

Системы с принудительной циркуляцией

В системах с циркуляционным насосом трубы и радиаторы расположены ровно и без уклона. Для вывода из них воздуха используются воздухоотводчики. Их всегда монтируют на перегибах и в наивысших её точках, так как именно там и происходит скопление газов.

Заливать теплоноситель в систему нужно медленно, так как из-за быстрого наполнения образуются пузырьки с воздухом. Одновременно с этим нужно удалять воздух из радиаторов и других элементов. Чем протяжённее система, тем дольше её заполняют теплоносителем. Если к сети отопления подключен тёплый пол, то установка воздухоотводчиков обязательна, так как часто трубы расположены на разной высоте. Также нужно постоянно следить за количеством теплоносителя в системе, чтобы исключить возможность попадания в неё воздуха.

Виды воздухоотводчиков

Клапаны для удаления воздушных пробок бывают автоматическими и ручными. Ко второму типу воздухоотводчиков относят краны Маевского. Их используют не только для вывода воздуха, но и для его запуска, чтобы слить теплоноситель из системы.

Кран Маевского

Это устройство изготавливают из латуни, имеет простую, но надёжную конструкцию. Основные детали крана Маевского – это корпус и винт. Все детали клапана максимально плотно расположены друг другу, благодаря чему теплоноситель не может выйти наружу. Открывают кран с помощью специального ключа, отвёртки или рукой.

Перед тем как убрать воздух из системы отопления, необходимо подготовить ёмкость для теплоносителя и инструменты. Пошаговая инструкция удаления воздушных пробок с помощью крана Маевского:

  1. Если система отопления работает с помощью циркуляционного насоса, то его следует выключить на время сброса воздуха.
  2. Ключом, отвёрткой или рукой поворачивается кран на 1 оборот против часовой стрелки. Сразу же будет слышно шипение выходящего из радиатора воздуха.
  3. Как только начал вытекать теплоноситель, значит, воздушная пробка удалена, кран Маевского обратно закрывают.

Автоматический воздухоотводчик

Это устройство самостоятельно выводит воздух из системы отопления. Устанавливается либо вертикально или горизонтально. Состоит из латунного корпуса, поплавка, выпускного клапана и шарнирного рычага. Чтобы теплоноситель не мог протечь через него, воздухоотводчик оснащён защитным колпачком.

Принцип работы следующий: если воздуха в камере нет, то выпускной клапан закрыт. По мере его поступления внутрь поплавок опускается. Как только камера полностью заполняется, выпускной клапан открывается, и воздух выводится наружу. После чего поплавок снова закрывает выпускной клапан.

Сепаратор воздуха

Это устройство состоит из металлического корпуса, воздухоотвода, сливного крана и трубки с сеткой. В отличие от обычных воздухоотводчиков, сепаратор сам отбирает воздух из воды. Проходя через сетку теплоноситель завихряется, благодаря чему и образуются пузырьки воздуха. В итоге они поднимаются наверх, и газы удаляются через воздухоотводчик. Помимо воздуха сепаратор отделяет песок, ржавчину и другие примеси. Удаляют шлам через сливной кран, расположенный снаружи на дне корпуса.

Профилактика

Чтобы не было проблем с воздушными пробками, необходимо установить воздухоотводчики у каждой группы отопительных элементов. Так, например, для удаления воздуха из котла автоматический клапан для вывода газов монтируется прямо на нём. Так же им оснащаются все коллекторы. На радиаторах с торца устанавливаются краны Маевского.

Если после выпуска воздуха, радиаторы всё равно плохо нагреваются, следует полностью слить теплоноситель. Так как возможно, что в сети слишком много грязи, а она значительно снижает циркуляцию жидкости в батареях.


Как спустить воздух из батарей и труб отопления

Образование воздушной пробки в системе отопления характеризуется частичным остыванием радиаторов либо участков водяного теплого пола. Иногда в трубах и батареях слышится журчание, указывающее местонахождение скопившегося воздуха. Интересует 2 вопроса: как его удалить оттуда и не допустить подобных неприятностей в будущем. Предлагаем рассмотреть причины завоздушивания отопительных приборов в частных домах, а потом подскажем способы, как убрать воздушные пузыри из отопительной сети.

Откуда берется воздух в системе

Практика показывает, что идеально изолировать сеть водяного отопления от внешней среды невозможно. Воздух различными путями проникает в теплоноситель и постепенно скапливается в определенных местах – верхних углах батарей, поворотах магистралей и высших точках. Кстати сказать, в последних должны устанавливаться автоматические спускные клапаны, изображенные на фото (воздухоотводчики).

Разновидности автоматических воздушников

Воздух попадает в систему отопления следующими путями:

  1. Вместе с водой. Не секрет, что большинство домовладельцев пополняют недостаток теплоносителя прямо из водопровода. А оттуда поступает вода, насыщенная растворенным кислородом.
  2. В результате химических реакций. Опять же, не обессоленная должным образом вода реагирует с металлом и алюминиевым сплавом радиаторов, отчего выделяется кислород.
  3. Трубопроводная сеть частного дома изначально спроектирована либо смонтирована с ошибками – нет уклонов и сделаны петли, обращенные кверху и не оборудованные автоматическими клапанами. Из подобных мест сложно выгнать воздушные скопления даже на этапе заправки теплоносителем.
  4. Малая толика кислорода проникает сквозь стенки пластиковых труб, невзирая на специальный слой (кислородный барьер).
  5. В результате ремонта с разборкой трубопроводной арматуры и частичным или полным спуском воды.
  6. При появлении микротрещин в резиновой мембране расширительного бака.

Когда в мембране возникают трещины, газ смешивается с водой

Примечание. К химическим реакциям склонна вода, взятая из колодцев и неглубоких скважин, поскольку насыщена активными солями магния и кальция.

Также нередко возникает ситуация, когда после длительного простоя в межсезонье давление в закрытой системе отопления снижается из-за попадания воздуха. Спустить его довольно просто: нужно добавить буквально пару литров воды. Подобный эффект случается и в системах открытого типа, если остановить котел и циркуляционный насос, выждать пару дней и снова запустить отопление. При остывании жидкость сжимается, давая воздуху возможность проникнуть в магистрали.

Что касается централизованных систем теплоснабжения многоквартирных домов, то в них воздух проникает исключительно вместе с теплоносителем либо в момент заполнения сети в начале сезона. Как с этим бороться – читайте ниже.

Пример из практики. Из открытой отопительной системы приходилось ежедневно выгонять воздушные пробки из-за напрочь забитого грязевика. Работающий насос создавал перед собой разрежение и таким образом втягивал кислород в трубопроводы через малейшие неплотности.

Удаляем воздушную пробку без слива воды

О том, как удалить воздух из системы отопления стандартными способами, вы наверняка знаете. Обнаружив непрогревающийся радиатор, нужно отверткой приоткрыть в нем кран Маевского и выпустить воздушный пузырь. Если установлены старые батареи, где такого вентиля нет, можно попробовать удаление другими способами:

  1. Так называемая прокачка трубопроводной сети применяется в квартирах многоэтажных домов при условии, что в радиатор заделан кран для сброса воды. Подсоедините к нему шланг, направленный в канализацию, откройте вентиль на максимум и выполняйте слив, пока движущийся с большой скоростью поток не увлечет за собой воздушную пробку.
  2. В частном доме советские стальные батареи можно развоздушить с помощью самонарезающего винта. Обмотайте его у основания ФУМ-лентой и завинтите шуруповертом в стенку отопительного прибора (поближе к верху). Затем выверните саморез на пару оборотов отверткой, выпустите воздух и затяните до упора. Летом врежьте в этом месте кран Маевского.
  3. Удаление воздуха из чугунных батарей дачного домика, не оборудованных воздушниками, можно выполнять двумя способами: полной перезаправкой системы либо наращиванием давления (до 2 Бар) с одновременным прогревом. Выкручивать боковые заглушки «на ходу» не рекомендуется, потом их будет сложно запаковать.
  4. Слабая циркуляция и теплоотдача могут быть следствием скопления воздуха в корпусе сетевого насоса. Отверните большой винт, установленный в торце агрегата, на пару оборотов. Когда из-под резинового кольца выступят капли воды, затяните его обратно.

Совет. Чтобы не сталкиваться с воздушными пробками во время эксплуатации, установите на все радиаторы краны для спуска воздуха. Если толщина металлической стенки не позволяет нарезать 3—4 витка резьбы, наварите сверху бобышку с отверстием требуемого диаметра. В чугунных «гармошках» вентиль заделывается в боковую стальную пробку.

Фокус с самонарезающим винтом также успешно применяется для неправильно спроектированных магистралей с обращенными кверху либо книзу петлями (например, для обхода дверей и других строительных конструкций). Как убрать воздушный пузырь в неблагополучном месте трубопровода путем закручивания самореза, смотрите на видео:

Рекомендация. Если вы постоянно стравливаете воздух из системы отопления через батареи и не находите причины завоздушивания, временно поставьте на отопительные приборы автоматические клапаны, пока не разберетесь, в чем дело (возможно, имеет место химическая реакция с выделением кислорода).

Заполняем систему правильно

Проще всего закачать воду или антифриз в трубопроводы, подключенные к открытому расширительному баку. Для этого необходимо открыть все вентили (кроме сливного) и, присоединив шланг к штуцеру подпитки, заполнить магистрали и радиаторы теплоносителем. В этом деле важно не торопиться и дать возможность воздуху самостоятельно покинуть систему через расширительную емкость.

Совет. После заполнения включите циркуляционный насос и котел, а потом прогрейте все отопительные приборы. Затем спустите с них остатки воздуха через краны Маевского. Не забудьте перед запуском развоздушить и насос, как описывалось выше.

Теперь о том, как спустить воздух из батарей и трубопроводов закрытой системы отопления частного дома. Предлагаемая методика, постоянно практикуемая нашим экспертом — сантехником Виталием Дашко, выполняется в следующем порядке:

  1. Откройте всю отсекающую арматуру основных контуров (кроме слива).
  2. Перекройте все радиаторные краны, исключая самые последние батареи на концах петель, чтобы через них шла циркуляция.
  3. Привлеките к работам помощника. Его задача – находиться в котельной и поддерживать давление в сети на уровне 1 Бар с помощью опрессовочного насоса либо через ветвь подпитки из водопровода.
  4. Открыв подачу воды, заполните основные магистрали, расширительный и котловой бак. Воздух должен сбрасываться через клапан группы безопасности и воздухоотводчик в наивысшей точке (при наличии).
  5. Подойдите к первому от котла радиатору и одновременно откройте оба крана (медленно). Спустите воздух через клапан Маевского и снова закройте вентили. Помощник в это время не позволяет давлению упасть ниже 1 Бар.
  6. Повторите операцию на всех батареях, после чего включите циркуляционный насос и запустите теплогенератор. Когда магистрали начнут прогреваться, поочередно откройте все радиаторные краны и повторно удалите остатки воздуха из них.

Важный момент. Перед тем как выдавить воздушные пробки из радиаторов, обязательно стравите воздух из циркуляционного насоса и включите его на 5—10 минут для прокачки трубопроводов.

После полного прогрева отопительных приборов давление в системе должно находиться в пределах 1.3—1.6 Бар. На этом процедура считается законченной. Если же в системе присутствуют теплые полы, то их надо заполнять в последнюю очередь, используя тот же алгоритм (на холодную!). То есть, накачав давление в основной магистрали, нужно поочередно открывать и закрывать напольные контуры, спуская воздух через клапаны коллектора, а потом производить прогрев и настройку расхода теплоносителя.

Читайте также:  Какие биметаллические батареи отопления лучше для квартиры

Замечание касательно монтажа автоматических воздухосбрасывающих клапанов. Такое устройство должно всегда стоять в группе безопасности котла, а второе, третье и так далее – лишь в том случае, когда магистрали проходят выше радиаторов. При нижней разводке в одноэтажном доме воздух скапливается в батареях, поскольку они стоят выше трубопроводов, и клапаны на них ставить необязательно.

Заключение

Сбросить воздух из радиаторов несложно, а вот выгнать его из всей системы отопления, включая теплые полы, – задача трудоемкая. Если в процессе заполнения греющих контуров вы допустите ошибку и появится блуждающая воздушная пробка, то ее устранение может занять до нескольких недель. Так что не торопитесь и делайте эту работу обстоятельно.

Как выгонять воздух из систем отопления: способы удаления воздуха, 17 фото с примерами и этапами работ

Воздушные пробки способствуют нарушению нормальной работы системы. Ее теплоэффективность заметно снижается.

Иногда в системе скапливается воздух

Предотвратить появление неприятных последствий можно, удалив воздух. Эта мера считается экстренной. Как выгнать воздух из системы отопления? Важно тщательно придерживаться инструкции.

По каким причинам появляется воздух

Выделяют следующие причины завоздушивания системы:

С приходом холодов (отопительный сезон), или сразу после монтажных работ трубы заполняются с определенной скоростью. Задача – вытеснение и отведение воздушных масс.

Он растворяется в теплоносителе. Это происходит тогда, когда температура повышается до максимальных показателей.

Если величина или направление уклона некорректны, свободное перемещение воздуха по магистралям существенно затрудняется.

ПричинаОписание
Неправильная технология
Выделение воздуха
Профилактические и ремонтные работыПроводится разгерметизация.
Некорректное проведение монтажных работ

Одной из причин является неправильный монтаж

Еще одним провокатором появления проблемы является сниженное давление.

Как определить проблемное место

Главный признак неполадки – ощущение того, что трубопровод сильно «булькает». Также появляются звуки перетекания воды.

В батарее появляются специфические «булькающие» звуки

Обратите внимание! Пробку вычислить просто. Для этого надо постучать по трубе и батарее.

То место, которое простукивается лучше всего (удар получается более звонким и громким), и является «укрытием» пробки.

Методы борьбы

Циркуляция теплоносителя может быть как принудительной, так и «природной». Стравливать воздух также можно разными способами.

Устранить проблему поможет расширительный бак

Если циркуляция «природная», то пробка удаляется посредством расширительного бака. Найти этот бак можно на высшей системной точке.

Как правильно стравить воздух из системы, если разводка располагается в нижней части?

Очень удобно использовать кран-автоспускник

Процесс устранения аналогичен методу выпуска воздуха при циркуляционном насосе. Обязательно используется воздухосборник. Он предполагает сброс накопившегося воздуха. Очень важен грамотный монтаж. Он предполагает удаление излишка воздуха по специальному стояку. При этом используется специальное приспособление – кран-автоспускник . Он помогает спускать воздух быстро и качественно.

Прокладка трубопровода (обратного) должна осуществляться с уклоном. Нужное направление – слив воды. Этот способ считается наиболее быстрым и простым.

Спуск воздуха

Как избавиться от воздушной пробки в системе отопления? Нужно как следует прокачать ее . Выгонять воздух надо так:

  1. «Вооружиться» ключом ( отверткой ).
  2. Подготовить большую глубокую тару для вытекания воды.
  3. Открыть термостат.
  4. Открыть клапан.
  5. Подставить тару.
  6. Удерживая клапан в открытом положении, дождаться вытекания воды.
  7. Закрыть кран.

Где монтируются отводчики воздуха

Как развоздушить батарею в квартире? Необходимо иметь представление о том, где происходит монтаж приборов.

Одной из главных точек является отметка, на которой располагается трубопровод. Другие «критические» точки – поворот, колено.

Основные типы

Если система в частном доме или квартире начинает завоздушиваться, используются различные отводчики. Они представлены в виде клапанов или кранов. В старых домах они устанавливаются на старинных радиаторах, выполненных из чугуна.

Главный минус – пропускная способность очень низкая. При удалении пробки одновременно происходит сброс большого количества теплоносителя.

Большую популярность имеют отводчики, обладающие игольчатым клапаном.

Особенности ручных отводчиков

Другое название – кран Маевского. Убирает воздух из радиаторов. Диаметр – небольшой. Это помогает избежать потерь теплоносителя, а также дальнейшего завоздушивания системы.

Отводчик для ручной работы

Главное преимущество – небольшие габариты. Кран не представляет никаких неудобств, очень удобен при эксплуатации. Широко используется при централизованном теплоснабжении. Правда, здесь появляется одна проблема. В такой системе радиаторы завоздушиваются очень часто и быстро. Поэтому кран используется чаще обычного.

  • неустойчивость к гидроударам ;
  • невысокое качество теплоносителя;
  • необходимость в периодической чистке;
  • перебои в работе отопления.

Наличие предохранительного клапана является строго обязательным

С целью купирования риска неприятных последствий, необходимо наличие предохранительного клапана. Иначе устройство будет часто выходить из строя.

Засорение отверстий кранов происходит практически каждые 20 — 40 дней. Чистятся они долго и трудно. На фоне периодических загрязнений в агрегате постоянно повышается давление.

Особенности автоматических отводчиков

Как развоздушить систему? Работа агрегата основывается на поступлении вытесненного газа в камеру. Там находится механизм (поплавковый). Он постоянно перемещается.

Если воздух отсутствует, то его местонахождение – верхняя точка (крайняя). Для соединения поплавка и золотника используется коромысло.

Отводчик для автоматической работы

Монтаж устройства – вертикальный. Штуцер направлен книзу. Монтаж происходит на наиболее высокой точке системы. Это обусловлено легкостью газа в отношении воды .

Справиться с проблемой поможет рожковый ключ

Для монтажа агрегата надо:

  1. «Вооружиться рожковым ключом».
  2. Вкрутить агрегат. Обязательно используются средства герметизации.
  3. Закрыть воздушный клапан колпачком. Это помогает избежать серьезных повреждений.

Важно! Прибор должен быть установлен сразу после запорного клапана. Это делает возможным быстрый демонтаж, непредполагающий слива жидкости.

Применение крана Маевского

Выпускать воздух можно при помощи специальных съемных ручек. Они надеты на внутреннюю часть клапана, которая выполняется из металла. Если такая ручка отсутствует, она должна быть заменена насечкой для отвертки .

Кран Маевского – удобное приспособление

Как правильно удалить воздух из системы обогрева?

  1. Подставить под кран тару ( объем – 500 — 1000 мл).
  2. Открутить кран. Дождаться выхода воздуха. Потом появится характерное шипение, свидетельствующее о вытекании воздуха, смешанном с водой.
  3. Дождаться выхода чистой воды .
  4. Закрыть кран.

Если нет рукоятки, то нужно будет использовать отвертку или ключ. Можно воспользоваться газовым или разводным ключом. Если кран закручен очень туго, действовать нужно осторожно. Иначе можно его сорвать, последствия чего могут быть катастрофическими.

  1. Обернуть поверхность радиатора. Используется тряпка или ветошь. Подставить тару для вытекания жидкости.
  2. Открутить кран, дождаться появления шипения.
  3. Дождаться вытекания воды.
  4. Слить воду (до 2000 мл).
  5. Закрутить кран.
  6. Выждать 10 — 12 минут.
  7. Открутить кран, убедиться в том, что воздух вышел полностью.
  8. Если этого не произошло, нужно повторить процедуру.

Заглушка на батарее

Если кран отсутствует, а вместо него стоит заглушка советского образца, действовать нужно так:

  1. Обмотать нужный участок плотной тканью. Можно использовать тряпки. Это позволит исключить риск появления большого напора.
  2. «Вооружиться» преобразователем (можно заменить растворителем).
  3. Аккуратно повернуть заглушку. Доставать полностью не нужно, иначе в квартире будет «наводнение».
  4. Дождаться выхода воздушных масс. Поток можно почувствовать, подставив к месту заглушки руку.
  5. Подождать, пока вытечет вода (3000 — 5000 мл).
  6. «Вооружиться» фум-лентой , обмотать заглушку. Нужное направление – против резьбы. Это обеспечивает необходимую герметичность.
  7. Как можно плотнее закрутить заглушку.

Одна из самых серьезных проблем – коррозия металла

Ее наличие может привести к дополнительным проблемам.

Защитить агрегат можно, покрыв металл изнутри защитной пленкой (толщина слоя зависит от степени поражения). К сожалению, защитный слой не вечен, и металл снова покрывается коррозией.

Выделение водорода может привести к пожару

Еще одна серьезная опасность – быстрота процесса выделения водорода. Скорость может быть очень высокой. Газ при этом не поднимается кверху. Образуются зоны очень высокого давления. Нормальное функционирование системы прекращается.

Результатом является поломка радиаторов и труб. Восстановлению они обычно не подлежат.

Как убрать воздух или алюминиевого агрегата

Для начала нужно определить, что проблема действительно существует. О ее наличии говорит отсутствие нагревания ½ радиатора. Воздух находится в более холодной половине.

Алюминиевая батарея

  1. Перекрыть запорный кран (верхний). Нижний нужно оставить открытым.
  2. Подставить к носику любую тару.
  3. Открыть кран.
  4. Дождаться вытекания воды. Она должна быть чистой. Воздушных примесей в ней быть не должно.
  5. Набрать 1000 — 3000 мл воды.

Возможно, после этого выйдет оставшийся воздух, если он там есть. Нужно подождать 10 — 15 минут, после чего кран можно закручивать.

Затем необходимо открыть кран на батарее.

Как быть, если воздух остался

Иногда после спуска воздуха в батарее отсутствует нужный нагрев. Устранить неполадку можно, продув либо промыв батареи.

Убрать проблему можно, хорошо промыв батарею

При автономной системе необходима проверка ее полноценного заполнения. Если теплоносителем является вода, то расширение наступает достаточно быстро. Когда показатели температуры снижаются, возникает дефицит воды.

Если возникает необходимость спуска воды через бачок, необходимо провести отключение жилища от отопления. Предварительно открываются задвижки.

Когда температура повышается, пробка выходит. Если этого не происходит, необходимо закипятить воду. После этого воздух непременно выйдет.

Заключение

Если проблема все равно не решается, нужно будет использовать водяной насос. Чем мощнее он будет, тем лучше. После отсоса воздуха нужно будет влить в нижнюю обратную трубу воду.

Более подробную информацию можно узнать из видео в этой статье:

Завоздушивание системы отопления – как удалить воздух, развоздущить систему

Для того чтобы система теплоснабжения функционировала без каких-либо проблем, очень важно, чтобы все ее структурные части работали стабильно и без перебоев. Однако одной из частых проблем, которой не получается избежать у многих хозяев, является завоздушивание системы отопления, что означает накопление избытка воздуха.

Подобный дефект может стать причиной возникновения следующих проблем:

  • передача тепла значительно ухудшается из-за появления пустот в теплоносителе;
  • циркуляция воды может полностью остановиться.

В том случае, если вовремя не выполнить сброс воздуха из системы отопления, может появиться необходимость ремонта, что порой бывает очень недешево. Поэтому далее речь пойдет о том, как развоздушить систему отопления и обеспечить ей нормальную работу.

Причины завоздушивания системы отопления

Наиболее частыми причинами накопления слишком большого объема воздушных масс в отопительной системе обычно выступают следующие:

  • разгерметизация системы, наиболее часто совершаемая при выполнении любого рода ремонтных работ;
  • полное откачивание воды из отопительной системы;
  • повреждение внешнего корпуса частей системы;
  • неправильная замена отопительного оборудования, в том числе и стояков.

Подобные действия могут привести к образованию внутри конструкции системы явления, которое именуется не иначе как воздушная пробка в системе отопления. Кроме всех вышеперечисленных проблем, к которым может привести избыток воздуха, стоит сказать и о вредном для металлических конструкций кислороде, находящемся в составе попадающего внутрь воздуха. Читайте также: “Почему возникает завоздушивание системы отопления – причины и варианты решения проблемы”.

Этот элемент, как известно, является основной причиной окисления деталей и неизменно приводит к сокращению эксплуатационного срока отопительного оборудования.

Дренаж воды, то есть ее полное откачивание, может выполняться в следующих ситуациях:

  • для ремонта системы;
  • при промывке функциональных частей;
  • во время выполнения опрессовки и т.д.

Если завоздушило систему отопления, то причиной этому также может стать нарушение конструктивной целостности приборов, то есть воздух попадает внутрь через поврежденную часть трубопровода.

Как развоздушить систему отопления

Для того чтобы каким-либо образом бороться с этой проблемой, специалистами был разработан специальный автоматический воздушный клапан для отопления, позволяющий удалять избыток воздуха без вреда для оборудования. Читайте также: “Правильное удаление воздуха из системы отопления – варианты, как удалить воздух”.

Однако подобное приспособление стало популярным лишь недавно. Гораздо более традиционным механизмом, помогающим осуществить спуск воздуха из системы отопления, является особое устройство, известное в народе как кран Маевского, а для частных домов более характерно считалось применять воздушный сепаратор. Читайте также: “Как спустить воздух из батареи – возможные варианты”.

Читайте также:  Как правильно подключить батарею отопления в квартире

Кран Маевского для избежания воздушных пробок

Подобный механизм очень часто можно встретить в домах многоквартирного типа, особенно это касается построек старого образца.

Принцип установки отопительной системы в таких сооружениях отличался устройством нижней разводки, подключение которой к теплоцентрали выполнялось посредством элеватора. Читайте также: “Зачем нужен воздушный клапан для отопления – принцип работы, когда необходим клапан сброса воздуха”.

Однако в процессе обслуживания в такой системе выявился один большой минус – это накопление воздуха в системе на верхних этажах, что неизбежно приводило к появлению проблем с циркуляцией теплоносителя и негативно сказывалось на работе всей системы в целом.

С целью предотвращения данного недостатка конструкторами было разработано специальное устройство, помогающие выполнить развоздушивание системы отопления. Это устройство представляет собой кран, который получил свое название в честь разработавшего его специалиста.

В результате вместо верхней футорки было решено монтировать именно этот прибор, что означало его установку на самом верхнем участке системы отопления.

Эксплуатация такого изделия приобрела широкое распространение среди потребителей, что можно было объяснить функциональностью и надежностью его работы. Применение такого крана позволяет жильцам самостоятельно удалять излишки воздуха, причем весь процесс не отличается какой бы то ни было сложностью.

Важно помнить, что перед тем, как удалить воздух из системы отопления с помощью крана Маевского, не стоит слишком сильно затягивать на нем резьбу, иначе есть вероятность ее повреждения.

Главное отрицательная сторона такого способа – необходимость постоянного контроля над появлением в системе воздуха. Чтобы каким-либо образом избежать постоянного присутствия человека, было принято решение разработать особые патрубки с арматурой запорного типа, монтируемые в самом верху системы теплоснабжения, то есть на верхних этажах.

Подобный способ дает возможность работникам коммунальных служб самостоятельно удалять воздух, не привлекая при этом самих жильцом.

Устройство и назначение сепаратора воздуха – воздухозаборника

Еще один хороший воздухосборник для системы отопления – это так называемый сепаратор воздуха, основное отличие которого от крана Маевского заключается в том, что суть первого состоит в удалении накоплений с верхних участков, а второй выводит уже растворенный в воде воздух. Это значит, что с помощью сепаратора воздух отдирается, переходит в пузыри и удаляется.

Часто можно встретить такие устройства, где под одним корпусом скрывается не только воздушный сепаратор, но и сепаратор шлама, который призван определять находящиеся в составе теплоносителя вредные смеси наподобие ржавчины, песка и т.п.

Некоторые хозяева часто задают следующий вопрос: почему завоздушивается система отопления, если она оснащена сепаратором? Это может быть связано с самим размером отопительной системы, поскольку в небольших коммуникациях спуск воздуха часто можно выполнить собственноручно, в то время как в объемных системах теплоснабжения сделать это зачастую бывает весьма непросто. Читайте также: “Как спустить воздух в батареях системы отопления – проверенные способы”.

Принцип работы автоматического воздухозаборника

Функционируют автоматические воздухосборники для систем отопления следующим образом:

  1. Вода попадает внутрь механизма с поплавком из пластмассы.
  2. Оборудованный флажком поплавок оказывает давление на подпружиненный шток.
  3. Воздух получает свободный выход наружу.
  4. Аппарат вновь заполняется водой и цикл повторяется.

Использование одного из вышеописанных устройств, фото которых всегда можно найти у специалистов по монтажу подобного оборудования, позволит забыть о такой проблеме, как завоздушивание системы и сохранит время и деньги жильцов.

О завоздушивании системы отопления на видео:


Как спустить воздух с частной системы отопления

Завоздушивание тепловых магистралей — проблема, характерная для частных домов, квартир и офисных помещений. Спустить воздух из системы отопления можно несколькими способами. Важно понимать, когда в трубах образуются пузыри, чем это грозит и почему нужно принимать меры к восстановлению циркуляции теплоносителя.

Если в отопительной системе образовалась воздушная пробка, нарушается циркуляция воды по трубам. Это приводит к тому, что температура воздуха в доме или квартире становится ниже обычной, хотя котёл работает в стандартном режиме. Когда завоздушивание происходит в городской квартире, жильцы начинают подозревать, что вышла из строя централизованная система отопления. Но после звонка в соответствующую службу выясняется, что проблему нужно искать у себя дома.

Воздух из системы отопления нужно спускать не только для того, чтобы обеспечить прогрев помещения. Когда внутренняя поверхность металлического изделия контактирует попеременно с водой и кислородом, процессы коррозии начинаются раньше и происходят быстрее, чем если бы по трубам циркулировала сплошная жидкость. Вероятность быстрого разрушения металла увеличивается, если в воду попадают агрессивные примеси.

Для алюминиевых труб и батарей воздушные пузыри создают наибольшую угрозу. Жизнь жильцов тоже подвергается опасности, потому что в процессе коррозии алюминия выделяется водород. Когда этот газ взаимодействует с кислородом в атмосфере, происходит взрыв. Вероятность этого меньше 100%, так как для реакции нужно, чтобы соотношение газов было 2:1, и всё же риск очень высок. На интенсивность коррозии влияют и такие факторы:

  • способ сварки деталей радиаторов и труб;
  • качество защитных покрытий;
  • кислотность теплоносителя (воды или другой жидкости).

Внутри алюминиевых труб газ может образовываться слишком быстро. Если не спустить воздух с насоса отопления или из радиатора, это приведёт к созданию зон повышенного давления. Трубы просто лопнут, и помещение будет залито водой.

Воздушные пробки в отопительной системе появляются не из-за халатности владельцев жилья. Их образование — естественный процесс, у которого есть несколько причин:

  • выделение воздуха при нагревании воды;
  • неправильный уклон труб;
  • неверно выбранное направление циркуляции;
  • свободное перемещение воздуха по магистралям;
  • проведённые ремонтно-профилактические работы.

Последняя причина характерна для многоквартирных домов. Когда трубопроводы частично разбираются, система перестаёт быть герметичной и становится открытой. Воздух беспрепятственно проникает в трубы и остаётся там после окончания работ. Иногда бывает так, что рабочие допускают ошибку, заполняя магистрали теплоносителем. Это нужно делать в определённой последовательности и с соблюдением технологии. Например, вода должна поступать вы трубы с определённой скоростью, чтобы воздушные пузыри успели переместиться и выйти наружу.

Ещё одна причина, по которой в отопительных элементах возникают воздушные пробки, кроется в несоблюдении герметичности стыков. Иногда целостность труб нарушается по причине износа, и это тоже ведёт к подсосу воздуха. В системе падает давление, и пробки образуются ещё интенсивнее. Проблему не всегда удаётся обнаружить сразу, потому что вода, нагретая до состояния кипятка, быстро испаряется, и течь может оставаться не заделанной несколько месяцев.

Как лучше прогнать воздух, зависит от типа циркуляции и устройства системы. Вода может перемещаться по трубам сама собой или под воздействием насоса. Естественную циркуляцию также называют гравитационной. Конфигурация системы представлена полиэтиленовыми и металлическими трубами. Верхняя разводка делается из полиэтиленовых элементов, а в самой высокой точке устанавливается расширительный бачок. Встречаются и такие варианты, когда вся система собрана из металлических элементов.

Когда применяется гравитационная циркуляция, бачок нужен для того, чтобы воздушные пузыри беспрепятственно выходили из системы. На этапе проектирования рассчитывают необходимый угол наклона. Если его не предусмотреть, трубопровод будет располагаться строго горизонтально, и воздушная пробка, образовавшись или проникнув извне, будет оставаться на месте.

Величина угла не относится к постоянным характеристикам. Она варьируется в зависимости от плотности и скорости перемещения воды (или другого теплоносителя) по трубам, а также от диаметра труб и давления в системе. На 1 погонный метр отопительной системы с гравитационной циркуляцией наклон должен составлять 5−10 мм. Это значит, что один край трубы должен быть выше другого на эту величину.

Для трубопровода с принудительной циркуляцией нужен воздухосборник. Его монтируют в наивысшей точке системы. Подающий участок трубопровода монтируют так, чтобы был небольшой подъём в ту сторону, куда движется теплоноситель. В обратном направлении уклон делают вниз, если ориентироваться по направлению перемещения жидкости. Здесь перепад высот нужен для того, чтобы было проще сливать теплоноситель для проведения ремонтных работ, а также по окончании отопительного периода.

Если система монтируется по правилам, в ней устанавливают краны или клапаны, предназначенные для спуска воздуха. Такие приспособления называют воздухоотводчиками. В многоквартирных домах они есть не во всех квартирах, а только на верхних этажах. Местом крепления выбирается стояк или край радиатора. Кроме обязательных воздухоотводчиков, не возбраняется монтировать дополнительные, например, на сушилках для вещей.

Обычные и шаровые краны, а также клапаны позволяют стравливать воздух из системы отопления. Но у них есть недостаток: невысокая пропускная способность. Особенно неудобны шаровые краны, которые раньше устанавливались на чугунных радиаторах.

Изделия старого образца эксплуатируются в частных домах, и при спуске воздуха владельцы жилья сталкиваются с проблемой: вместе с воздухом вытекает вода. Некоторые находят в этом плюс и применяют горячую жидкость для бытовых нужд, но такую ситуацию нельзя назвать удобной.

Чтобы быстро выгонять воздух из радиаторов и труб, лучше заменить устаревшие приспособления на более современные. Для спуска воздуха в отопительной системе частного дома специалисты рекомендуют использовать краны Маевского. Они представляют собой клапаны с механическим управлением (не автоматика). Достоинства изделий:

  • оперативное устранение пробок без существенных потерь теплоносителя;
  • компактность;
  • удобство в монтаже и эксплуатации;
  • надёжность;
  • долговечность.

Краны Маевского оптимальны для установки в частных домах, где завоздушивание трубопровода происходит не очень часто. В многоквартирных домах возникают проблемы. Поскольку пробки образуются регулярно, а вода содержит много примесей, сливное отверстие быстро засоряется. Каждый месяц их нужно прочищать. Второй существенный недостаток такого решения — выход из строя из-за гидроударов. В частных домах такого явления нет — оно характерно для многоквартирных, производственных и офисных зданий.

Гидроудар — это резкий скачок давления, который происходит, когда открывают или закрывают задвижку, перекрывающую доступ теплоносителя в систему. При этом скорость жидкости резко изменяется, а объём системы остаётся прежним. Возрастает давление, и кран (Маевского или другой) подвергается очень высокой нагрузке. Решением проблемы может стать применение автоматики.

Устройства, работающие в заданном режиме, регулируются при помощи специального датчика. Его тип зависит от конфигурации клапана. Обычно используют поплавковые датчики. Когда уровень жидкости понижается, минуя определённую отметку, поплавок отпирает отверстие, через которое стравливается воздушный пузырь. После прогона воздуха датчик срабатывает и клапан запирает отверстие.

Автоматические приспособления по конфигурации бывают вертикальные и горизонтальные. Производительность различается, так что автоматикой можно оснащать трубопроводы центрального отопления. Её устанавливают во всех местах, где есть высокая вероятность возникновения воздушных пузырей. В отопительных системах, обогревающих частные дома, автоматика тоже зарекомендовала себя хорошо.

При выборе такого решения нужно следить за чистотой и качеством жидкости, циркулирующей по трубам. Поскольку в центральных отопительных системах с этим сложно, целесообразнее применять автоматические устройства в комплексе с другими приспособлениями. В таких случаях совокупность элементов образует многоступенчатую систему стравливания воздуха. В неё входят:

  • краны Маевского, установленные на стояках, бойлерах и радиаторах;
  • воздухоотводчики автоматического типа на разных участках теплоцентрали.

Совокупность устройств обеспечивает полное удаление воздушных пробок в любое время, когда это требуется. Такой подход позволяет не беспокоиться о теплоотдаче поверхностей по всей протяжённости системы.

Владелец частного дома с автономным отоплением может удалять воздух из труб самостоятельно. В квартире, обогреваемой централизованно, лучше не экспериментировать, а обратиться в специальную службу. Воздухоотводный элемент с механическим управлением безопасен, но давление в трубах может оказаться настолько большим, что хлынувшая вода затопит квартиру. Особенно опасен срыв крана, а учитывая, что во многих квартирах они уже старые, риск довольно велик.

Место, где образовался пузырь воздуха, удаётся обнаружить по тому, что один участок батареи холоднее, чем остальные. Это может быть как небольшой элемент, так и половина радиатора. Но трубы бывают холодными и по другим причинам, например, из-за недостаточного прогрева жидкости или вследствие пониженного давления в магистрали. Прежде чем приступать к стравливанию воздуха или вызывать специалистов, стоит убедиться, что опасения не напрасны.

Распознать проблему поможет комплексный подход. Сначала стоит проверить температуру всей системы. Если она равномерна, значит, причина точно не в завоздушивании. О наличии пробок свидетельствует такие признаки:

  • полностью или частично холодные радиаторы при горячих стояках;
  • бульканье и другие звуки в трубах;
  • вытекание жидкости в местах соединений, сварных швов;
  • звонкий звук при постукивании по проблемному участку.

Выявляя пробку по звуку, стоит соблюдать осторожность и не стучать по трубе слишком сильно.

Ссылка на основную публикацию