Как снять секцию с алюминиевого радиатора

Замена секций – это элементарно: как разобрать алюминиевый радиатор отопления своими руками

Причина, из-за которой разборка и сборка алюминиевых секций становится первой необходимостью, не всегда возникает спонтанно.

Самая неприятная причина вынуждает хозяина привлечь квалифицированного специалиста к срочному ремонту своего отопительного оборудования.

Появление трещины, явная течь или запотевание ослабленного рёбра, непосредственно, на самой секции, приводят к мысли о неизбежной её замене. Другая причина — увеличение или уменьшение количества секций радиатора для изменения коэффициента теплоотдачи.

Инструмент в помощь

Базовый набор инструментов, без которого не обойтись:

  • радиаторный, ниппельный ключ;
  • гаечные рожковые ключи;
  • монтировка;
  • болгарка для обрезных операций;
  • набор паронитовых прокладок, и заглушек;
  • разводной, сантехнический, ключ;
  • строительный фен;
  • газовый ключ №2.

Роль главного инструмента в предстоящей работе отводится ниппельному ключу.

Ключ представляет собой толстостенную трубу с засечками по длине и с плоским наконечником лопаточкой. Вместо радиаторного ключа, некоторые сантехники используют сплющенный с одного конца металлический стержень круглой формы, диаметром 18—20 мм. Инструмент откалиброван серией насечек, шаг между которыми соответствует ширине одной секции.

Разводной или рожковый ключ необходим для бережного отворачивания оцинкованных муфт и покрытых эмалью торцевых заглушек. Монтировка, болгарка и строительный фен могут понадобиться при возникновении проблем с демонтажем прикипевших соединений.

Разборка и сборка алюминиевого радиатора своими руками

Площадку, на которой будет производиться реставрация радиатора, покрывается плотной тканью. Если это поверхность стола, тогда основная работа будет проходить не на весу. Подготовленное место предохранит мягкий алюминий от получения ненужных деформаций и царапин.

Важно! Перед снятием накидных муфт под радиатор расстилается тряпка, чтобы уберечь пол от грязной жидкости, которая может вытечь при демонтаже. Нужно иметь под рукой тряпку для впитывания остатков влаги, остающихся внутри секций.

Отключение от сети отопления

Перед началом разборки радиатор отключают от отопительной сети отсечными вентилями. Если отсечных кранов у радиатора нет, то приглашают работника ЖКХ, чтобы он отключил стояка отопления для проведения ремонтных работ.

Во время отопительного сезона, после перекрытия радиатора, делают паузу. Поскольку вода в нём ещё горячая, некоторое время пережидают, пока жидкость остынет, а затем отсоединяют радиатор от труб отопления.

Теплоноситель, оставшийся в батарее, сливают в заранее подготовленное ведро и приступают к разъединению секций. Сразу после демонтажа внутреннюю поверхность батареи промывают проточной водой.

Как разобрать и собрать батарею

Алюминиевые секции, соединены ниппель-гайками. Внутренняя часть такого соединителя имеет выступы, за которые гайку захватывает ниппельный ключ и выкручивает её. Гайка похожа на муфту, только резьба у неё внешняя. На одной ниппель-гайке есть как правая, так и левая резьба. Они делаются парой для верхнего и нижнего соединения. При раскручивании ниппеля секции расходятся, при закручивании стягиваются друг с другом.

Предварительно скручиваются с торцов все заглушки и переходники. Доступ к соединителю должен быть открыт для ниппельного ключа со всех сторон.

Фото 1. Крепление секций алюминиевого радиатора друг к другу: ниппель-гайки раскручиваются при разъединении.

Для разборки батареи, лопатку инструмента через открытый торец радиатора помещают в пазы отворачиваемой верхней ниппель-гайки и с некоторым нажимом делают пробную прокрутку против часовой стрелки, чтобы сдвинуть соединение. Если ключ нормально проворачивает гайку, то его вставляют в пазы нижней ниппельной гайки и также, как в первом случае, пробуют повернуть на пару оборотов.

Важно! При отворачивании соединителей следует соблюдать последовательность действий, чтобы избежать перекоса.

После разъединения вскрытая резьба тщательно обследуется на трещины и сколы, на целостность резьбы. При необходимости стыки зачищаются мелкой наждачной шкуркой.

Начиная сборку секций радиатора, на верхнюю и нижнюю ниппель-гайки надевают уплотнительные кольца из паронита, помещают между секциями. Секции слегка прижимаю друг к другу и попеременно их свинчивают. Проворачивание гаек, чтобы не получилось перекоса, ограничивается двумя оборотами ключа.

Если что-то пошло не так

За время эксплуатации стыки между секциями и стальные гайки прикипают друг к другу. Это происходит от качества теплоносителя, подающегося в отопительную систему. Иногда бесполезными оказываются даже значительные физические усилия.

Несмотря на то что с прикипанием нужно справиться, алюминий легко деформируется, поскольку он мягкий металл.

Нагревая строительным феном места соединений можно побороть прикипевшую ржавчину. Если же и это не помогло, слишком въедлив коррозийный нарост, тогда берётся за дело обрезная машинка.

Совет. Если ниппельная гайка не отворачивается под большим нажимом, то не нужно увеличивать прилагаемое усилие чрезмерным рычагом. В худшем случае сломается не только сама гайка, но и треснут обе секции, которые плотно сидят на этой гайке.

Болгаркой обрезается прохудившаяся секция, причём с обратной стороны и отступив от края соединения не меньше чем на половину длины муфты. Этим предохраняют рабочую секцию от разрушения и не разрезают соединительную гайку. Во время обрезки ржавчина отскакивает, и тем самым упрощается раскручивание уцелевшей секции.

Во время сборки желательно заменить старые прокладки на новые и почистить места соединений, обращая внимание на дефекты и неровности. Герметичное соединение уберегает от преждевременных протечек.

Полезное видео

Посмотрите видео, в котором показано, как собирать алюминиевый радиатор.

Заключение

Работа считается завершённой после опрессовывания собранного радиатора.

Сборку и разборку ремонтируемых секций удобнее проводить с напарником. Упрощает процесс снятия отопительного прибора со стены и предотвращает его деформацию. Напарник при этом приветствуется любой, даже не строительной, квалификации.

Как разобрать, нарастить и собрать радиатор отопления

Некоторые особенности алюминиевых радиаторов

Главным преимуществом данного устройства является его эксплуатация. В любой момент, когда потребуется, человек может добавить количество секций, что приведет к увеличению эффективности тепловой системы. Следует отметить, что алюминиевые радиаторы могут использоваться как в закрытом варианте отопительных систем, так и в открытых. При использовании данного оборудования, температура в помещении изменяется практически моментально. Главным недостатком можно считать повышенное восприятие к коррозии. К главным особенностям радиатора следует относить:

  1. Рабочее давление в системе отопления.

Срок использования устройства.

Размеры и варианты подводки.

Внешний вид и покраску.

Особенности алюминиевых радиаторов являются главным аспектом их цены. Чем выше цена изделия, тем эффективней оно работает и имеет лучшее качество.

Применять алюминиевые батареи можно в тех системах отопления, которые имеют давление от 6-ти до 16-ти атмосфер. Чтобы улучшить продажу изделий и повысить возможность их использования на различных объектах, некоторыми производителями было предложено разработать агрегаты, которые способны выдержать давление до 25-ти атмосфер. В квартире, нормальное давление составляет 6, максимум 8-мь атмосфер. В частном дому данный показатель не превышает 6-ти и может снизиться до 4-х атмосфер. (См. также: Как выбрать радиаторы отопления)

Сборка чугунного радиатора

Производится в обратной последовательности, отличие лишь в смене направления вращения ключа. Не забывайте о замене прокладок, лучше всего купить в магазине паронитовые, они прочнее, долговечнее и выдерживают агрессивные теплоносители (антифризы).

Вдруг не найдёте таких прокладок, можно использовать сантехнический лён. Он наматывается на правую резьбу по часовой стрелке, а на левую наоборот — против часовой стрелки. Ещё для надёжности на резьбу ниппель-гайки можно нанести герметик (например Unilock). Если использовать в системе планируете антифриз, то на подмотку краску наносить нельзя — ее разъест очень быстро и придется все перепаковывать. А это — слив системы, ее промывка, разобрать, потом собрать все секции… работы много. Так что под систему с антифризами используйте химический стойкий герметик и паронитовые прокладки.

Особенности монтажа радиаторов отопления

Согласно отраслевому СНиПу, здесь необходимо придерживаться следующих нормативов:

  • между батареей и полом нужно выдержать расстояние от 10 см, между отопительным прибором и подоконником – от 5 см, до ближайшей стены – 3-5 см;
  • длина устройства, фиксируемого под окном, должна составлять не более 50-75% от ширины проема;
  • вертикальная ось батареи (ее определяют на глаз посередине) должна продолжать аналогичный параметр окна. Здесь возможно отклонение не более 2 см;
  • монтаж радиаторов наиболее целесообразен в зонах, где проявляется интенсивная циркуляция воздуха – у дверных проемов, под окнами.

Если нанести на стену теплоотражающий экран (в частности, прикрепить фольгированный материал), батарею можно расположить ближе – на расстоянии 2,5 см. Дополнительный отделочный слой способствует отражению тепла от стены, что ведет к экономии энергоресурсов и более быстрому обогреву помещения.

Технология сборки определяется видом эксплуатируемой системы и выбранной схемой подключения оборудования.

Плюсы и минусы обогревателей из алюминия

Алюминиевые радиаторы стали частыми «гостями» частных домов и квартир в домах с централизованным отоплением.

Это стало возможным благодаря тем качествам, которые завоевали сердца потребителей во всем мире:

  1. Алюминий является одним из лучших проводников тепла, отдавая его в окружающее пространство двумя способами: излучением и тепловой конвекцией. Эта возможность особенно востребована в отопительных системах с нестабильным напором носителя.
  2. Сборка секций алюминиевых радиаторов возможна без привлечения дополнительных сил. Так как их небольшой вес позволяет все сделать своими руками. Их легко как перевозить, так и устанавливать.
  3. Эти батареи способны выдерживать давление от 16 до 25 атмосфер, что делает их желанными на местах, которые занимали чугунные «гармошки». Существуют 2 вида алюминиевых радиаторов. Один из них подходит для автономных отопительных систем, где нагрузка редко превышает 10 атмосфер. Второй – для батарей, подключенных к централизованному обогреву, где случаются перепады до 15 атмосфер.
  4. Алюминиевые радиаторы стоят намного ниже стальных или биметаллических аналогов. Это один из самых важных факторов, который привлекает потребителей.
  5. Они легко регулируются, что позволяет создавать необходимый микроклимат в помещении и экономить при этом средства на обогреве.
  6. Они обладают привлекательным дизайном, который легко вписывается в любой интерьер.

Эти качества сделали батареи из алюминия востребованными во всем мире, несмотря на то, что у них есть незначительные недостатки:

  1. Алюминий неустойчив к образованию коррозии, но современные радиаторы обрабатываются специальными средствами, которые предотвращают ее появление. Но даже после обработки подобные обогреватели лучше держать заполненными теплоносителем, что трудно сделать в централизованной системе отопления, где сброс воды производится после каждого окончания сезона. Именно поэтому алюминиевые батареи больше востребованы в автономных системах, где подобных сбросов нет.
  2. Батареи этого вида склонны к завоздушиванию, поэтому в начале отопительного сезона из них нужно стравливать лишний воздух.
  3. Резьбовое соединение в алюминиевых моделях слабое и при сильном гидравлическом ударе на местах стыка может появиться течь. Устранить этот дефект можно, только зная, как собрать алюминиевый радиатор отопления с применением дополнительных прокладок.

Этот вид радиаторов выпускается в двух видах: цельный и секционный. Второй наиболее распространен в частных домах и квартирах.

Схемы подключения радиаторов

К отопительному контуру радиаторы отопления подключаются по нескольким схемам, к выбору которых нужно подходить очень ответственно. Дело в том, что неправильное подключение приводит к потере почти половины тепла.

Неправильное присоединение секций приводит к неравномерному прогреву системы, а нарушение технологии сборки приводит к образованию протечек и порывов

Следовательно, важно не только подобрать подходящую схему, как соединить батареи отопления между собой, но и правильно присоединить секции радиатора. В любом случае работа требует внимания и аккуратности

Радиаторы к системе отопления подключаются следующим образом:

В этом случае требуется одна труба отопительного контура.

  • Параллельно. В работе задействуются две трубы, друг с другом радиаторы соединяются посредством верхнего и нижнего отвода.
  • Сквозное подключение подразумевает прохождение теплоносителя через систему прибора отопления.
  • Как собрать алюминиевый радиатор

    Собираем в обратной последовательности. Секции располагаем на ровной поверхности (подходящих размеров стол или просто кладём на пол). Если радиатор не новый, откручиваем торцевую заглушку и кран Маевского.

    Перед монтажом следует хорошо исследовать резьбы и пазы, они должны быть качественными, без сколов и перепадов. На монтируемой секции для пробы «прогоняем» резьбу вкручивая-выкручивая ниппель

    Здесь нужно обратить внимание на то, что перед резьбой под слоем заводской краски может находится прокладка. Потрите слегка торец мелкой наждачной бумагой, если она там обнаружится, то её нужно аккуратно срезать ножом с острым лезвием

    Так алюминиевый радиатор выглядит в разрезе

    Перед тем, как добавить секции радиатора отопления, обязательно зачищаем торцы до гладкой поверхности. Снимаем даже заводскую краску. На торцах радиаторов она не нужна, а только будет способствовать раннему проявлению течей. Под краску рано или поздно начнет просачиваться теплоноситель. В случае с незамерзающими жидкостями это произойдет очень скоро, если используется в системе вода, то не очень, но произойдет обязательно. И тогда между секциями начнет подтекать теплоноситель, хотя прокладки еще в идеальном состоянии. А все дело в том, что краска на торцах расслоилась или ее разъело, появились микротрещины. Так что обязательно зачищаем торцы до чистого металла, но используем мелкую наждачную бумагу, чтобы поверхность металла была гладкой и без царапин. Это гарантирует эксплуатации системы без течи в радиаторах.

    Для лучшей герметичности торцы потом нужно обезжирить (можно бензином). Обезжиривают также и прокладки, но их нужно вымыть обычным мыльным раствором. Для системы, которая будет заполняться водой обезжиривание — необязательная процедура, а для систем, которые будет работать на антифризах ее проводить нужно. Антифризы имеют большую текучесть и просачиваются в самые мельчайшие поры. После того, как все высохнет начинаем собирать алюминиевые радиаторы.

    Читайте также:  Как украсить батареи отопления своими руками

    Затем наживляем на пол-оборота обе ниппель-гайки. Сверху на ниппель одеваются термостойкие паронитовые (силиконовые) прокладки для герметизации стыков. Теперь берём секцию, которую нужно прикрутить и плотно приставляем к гайкам, проверяя плотность их прилегания. Далее, вставляем ключ в верхнее отверстие и закручиваем на 1-2 оборота. При этом пока не пользуемся рычагом. Крутим руками. Затем проделываем ту же операцию и в нижнем отверстии. Повторяем несколько раз, поочередно на несколько оборотов затягивая обе гайки.

    Секции откручиваем постепенно, на один -два оборота гайки то снизу, то сверху

    Закручиваем настолько, насколько хватит сил. Только после ручной затяжки можно пользоваться рычагом. Это нужно делать в два этапа на каждом ниппеле. Чрезмерных усилий лучше не прикладывать при финальной затяжке ниппелей, поскольку можно легко сорвать резьбу: алюминий мягкий металл, не забываем.

    Если секция собрана полностью, на неиспользованные отверстия с одной стороны накручиваем заглушку, а с другой — кран «Маевского» (для выпуска воздуха из системы). Теперь вы знаете, как собрать секции радиатора отопления и при необходимости сможете дорастить несколько секций.

    Виды систем отопления

    Здесь выделяют 3 категории – однотрубную, двухтрубную и коллекторную, они отличаются уровнем теплообеспечения и спецификой соединения конструктивных элементов.

    Виды систем отопления

    Однотрубная

    Оборудование объединяется в связку таким образом, чтобы теплоноситель двигался лишь по одной трубе, последовательно проходил через каждый радиатор и уже остывшим поступал в котел. Такой простой способ монтажа повсеместно используется в многоэтажных домах. Недостаток решения: через каждую следующую батарею проходит все более остывающая вода, соответственно помещения хуже прогреваются. Здесь нет возможности индивидуального ремонта одного радиатора, в экстренной ситуации придется отключать стояк.

    Двухтрубная

    Благодаря параллельному соединению батарей горячий теплоноситель поступает к каждой из них по одной трубе по отдельности. Весь комплекс оборудования прогревается равномерно, остывшая вода стекает в обособленную обратную трубу, по которой переводится в котел, где повторно нагревается. Здесь также не сложно собрать систему, при необходимости замены нужно отсоединить лишь один радиатор.

    Коллекторная

    Эта сложная схема используется для теплообеспечения коттеджей: к каждому радиатору необходимо подвести отдельные трубы. Обычно к ее монтажу привлекают профессионалов.

    Инструкция по подключению алюминиевых радиаторов

    В зависимости от типа отопительного прибора и того, какая обвязка радиатора отопления используется, существует несколько вариантов установки. Описать все варианты в одной статье невозможно, поэтому мы кратко расскажем, как правильно установить алюминиевый радиатор отопления на примере его секционной разновидности.

    Необходимые комплектующие для радиатора

    Для монтажа понадобятся следующие комплектующие:

    1. На коллекторах в заводских условиях выполнена правая и левая резьба с соответствующей стороны. Они нужны для добавления секций. Для перехода на правостороннюю резьбу понадобятся переходники.
    2. Чтобы закрыть оставшиеся два входа, понадобятся заглушки с внешней резьбой, которая соответствует купленному переходнику.
    3. Иногда на верхнем коллекторе ставят не заглушку, а кран Маевского для спуска скопившегося воздуха.

    Комплектующие детали можно покупать по отдельности или в комплекте. Для удобства ремонта и замены прибора можно установить шаровые краны. Для упрощения монтажных работ лучше использовать американку (это краны с муфтовым соединением и накидной гайкой). Иногда вместо шаровых кранов устанавливают угловой или прямой терморегулятор.

    Для работы понадобятся следующие инструменты:

    • разводной ключ;
    • уплотнительная паста;
    • рожковый ключ;
    • пакля;
    • строительный уровень;
    • перфоратор;
    • угольник;
    • рулетка;
    • карандаш.

    Процесс монтажа

    Последовательность установки отопительного прибора следующая:

    1. Для начала нужно разметить место установки, высверлить отверстия и закрепить кронштейны. Крепежи выставляются по уровню в строго горизонтальной плоскости.
    2. Переходят к сборке сантехнической части. Для этого батарею укладывают на верстак и запаковывают прибор купленными комплектующими деталями.
    3. Затем батарею навешивают на кронштейны. Проверяют горизонтальность и вертикальность установки, а также расположение ранее установленных элементов обвязки.
    4. На резьбовую часть крана, которая расположена с другой стороны от накидной гайки, крепим элементы, позволяющие соединить прибор с отопительным контуром. В случае с полипропиленовыми трубами это фитинги. Для крепления к стальному трубопроводу выбирают резьбовой сгон.
    5. Трубную магистраль стыкуют по месту с батареей.
    6. После врезки в трубопровод в накидные гайки на американках укладывают уплотнительные прокладки. Радиатор герметично присоединяется к контуру обратки и подачи.
    7. В завершение выполняется опрессовка системы для оценки герметичности всех соединений.

    Ключевые правила разборки радиаторов отопления

    В зависимости от состояния и типа батареи нужно подготовить инструментарий:

    • ниппельный ключ;
    • болгарку либо автоген;
    • кувалду, молоток;
    • разводной ключ (его можно заменить комплектом гаечных ключей, имеющих разные головки);
    • строительный фен;
    • зубило.

    Важно найти качественный ниппельный ключ: он выглядит как железный прут, на одном его конце есть головка в форме лопатки, на другом – отверстие либо ушко. Инструмент оснащен засечками, ширина секций радиатора соответствует расстоянию между ними

    Во время демонтажа старой батареи вытекает грязный теплоноситель, нужно защитить пол клеенкой или большим количеством ветоши.

    Разборка биметаллических и алюминиевых секционных изделий

    Перед тем, как демонтировать устройство своими руками, нужно остановить подачу теплоносителя и сбросить давление. На схеме представлен биметаллический радиатор в разрезе – она поможет сориентироваться в последовательности работ.

    Из чего состоит радиатор отопления

    Как разобрать батарею отопления:

    • нужно подождать, когда прибор остынет. Чтобы вынуть его из системы, следует открутить соединительные входные и выходные муфты;
    • отодвинуть муфты по трубе от элемента обогрева и снять его с кронштейнов;
    • избавиться от оставшейся внутри жидкости, положить прибор на ровную поверхность лицевой стороной вверх;
    • снять и тщательно промыть фильтр, иначе в нем засохнет грязь.

    Можно приступать к разделению радиатора на секции, разобравшись с направлением движения ниппель-гайки (иначе велика вероятность повреждения оборудования). Кольцеобразная гайка имеет внутренние пазы и внешнюю резьбу – правую и левую, при ее откручивании секции раздвигаются. Производители биметаллических батарей маркируют свою продукцию, обозначают направление резьбы: S – левосторонняя, D – правосторонняя

    При откручивании важно придерживаться этой подсказки, чтобы не сорвать резьбу на отопительном приборе

    Ниппельный ключ нужно вставить в радиатор и направить к гайке с помощью насечек на инструменте, воспользоваться рычагом и сдвинуть соединительный элемент. Здесь пригодится помощник – он будет удерживать батарею в ровном положении. После разъединения нужно осмотреть размещенные между секциями металлические прокладки – те, что сохранились в хорошем состоянии, можно использовать повторно, силиконовые подлежат обязательной замене.

    Как разобрать чугунную батарею отопления

    Такие изделия обычно используются десятилетиями, их сложно демонтировать без серьезных повреждений. Чтобы вынуть прибор из места крепления, нужно раскрутить входные и выходные сгоны. Если они не сдвинутся с места, придется воспользоваться автогеном либо болгаркой – срезать соединения. Оборудование нуждается в промывке, далее его нужно уложить на рабочую поверхность.

    Чтобы разобрать чугунный радиатор отопления раскрутите входные и выходные сгоны

    При длительной эксплуатации компоненты конструкции прикипают друг к другу, разборка не нового чугунного радиатора подразумевает применение большой физической силы. Если не получается открутить гайку, ее следует нагреть автогеном, строительным феном, паяльной лампой. Изъеденные ржавчиной соединительные пазы не удастся разобрать вручную, но если разбить их кувалдой, можно в процессе разрушить всю конструкцию. Сложнее, но эффективнее будет распилка стыков ножовкой по металлу либо болгаркой. После вывода из системы поврежденной секции необходимо выбить молотком и зубилом ниппель-гайку. Общий вес конструкции – 75 кг, здесь не обойтись без помощника.

    Сборка алюминиевых радиаторов отопления

    Алюминиевые радиаторы отопления – общие сведения и характеристики

    В 80-х годах двадцатого века на мировом рынке была представлена модель алюминиевого радиатора отопления. По сравнению с таким привычным изделием, как чугунные батареи, этот вид обогревательных приборов имел ряд серьёзных преимуществ, вследствие чего быстро завоевал популярность среди потребителей. Действительно, алюминиевый радиатор отопления имеет ряд характеристик, из-за которых он считается одним из самых удобных обогревательных приборов. Рассмотрим эти характеристики подробнее:

    1. Алюминий является материалом с отличной теплопроводностью, вследствие чего изделия из него можно использовать в системах с нестабильным напором теплоносителя. Половина тепла передаётся путём излучения, половина – путём тепловой конвекции;
    2. Небольшая масса – это упрощает монтаж такого типа устройств, а также их транспортировку и обслуживание;
    3. Прочность – алюминиевые радиаторы отопления выдерживают давление в 16 атмосфер;
    4. Низкая стоимость – устройства этого типа стоят гораздо ниже аналогичных биметалических или медных изделий;
    5. Возможность регулирования;
    6. Эстетичный внешний вид.

    Благодаря всем этим характеристикам, алюминиевые батареи отопления быстро завоевали рынок и стали широко использоваться для обогрева помещений.

    Однако наряду с преимуществами эти устройства имеют и ряд существенных недостатков:

    1. Алюминий является активным в химическом плане металлом и имеет недостаточную стойкость к коррозии;
    2. В сборных моделях невозможно применение никакого другого теплоносителя, кроме воды со строго выдержанными кислотно-щелочными характеристиками;
    3. Алюминиевые радиаторы имеют склонность к завоздушиванию. Поэтому периодически необходимо стравливать воздух из системы;
    4. Резьбовое соединение в таких моделях является слабым местом. При гидравлическом ударе может нарушаться герметичность изделия.

    Алюминиевые батареи выпускаются двух видов:

    • цельнолитые;
    • сборные, состоящие из отдельных секций. При желании их можно нарастить – добавить дополнительные секции, либо наоборот снять их.

    Разборка алюминиевых радиаторов

    Разобрать алюминиевый радиатор отопления требуется, как правило, в тех случаях, когда:

    1. Собираемся делать монтаж новой системы отопления;
    2. Нужно нарастить батарею либо снять лишние секции;
    3. Необходимо заделать протечку или заменить уплотнения.

    Для того, чтобы разобрать изделие, нам понадобится набор гаечных ключей, отвёртка и радиаторный ключ.

    Первым этапом является демонтаж батареи с места её крепления. Для этого выполняем следующие действия:

    1. Останавливаем циркуляцию воды в системе и сбрасываем давление;
    2. Убеждаемся, что устройство остыло и горячая вода внутри него не ошпарит нас, вылившись наружу;
    3. Находим резьбовое соединение в месте, где шланг посредством муфты крепится к трубе батареи. Подбираем подходящий по размеру гаечный ключ – с его помощью необходимо раскрутить это соединение;
    4. Смещаем муфту по трубе, снимаем устройство и кладём на специально постеленную на пол полиэтиленовую плёнку. Внутри может оставаться немного воды – следует её слить. Радиатор кладём лицевой стороной вверх;
    5. Вынимаем специальный фильтр и сразу же промываем его. Иначе грязь на нём может засохнуть до такой степени, что очистить её будет невозможно. В таком случае придётся покупать новый фильтр – повторное использование старого будет невозможно.

    Следующий этап будет заключаться в том, чтобы разобрать саму батарею на отдельные секции. Следует знать, что соединение секций батареи между собой выполняется при помощи нипппель-гаек – это пустые внутри гайки с наружной резьбой с обеих сторон и пазами для монтажа внутри. Для этой цели используем радиаторный ключ, специально предназначенный для работы с ниппель-гайками. При необходимости его можно изготовить самостоятельно. Это ключ лопаткой с засечками на стержне – расстояние между ними соответствует ширине секций алюминиевых радиаторов. То есть, сверяясь с тем, на сколько засечек вошёл внутрь ключ, мы можем выяснить, какую ниппель-гайку мы крутим в данный момент.

    Поместив лопатку в пазы соответствующей ниппель-гайки в отверстии сверху, мы делаем пару оборотов против часовой стрелки. После чего вынимаем ключ, вставляем его в отверстие снизу в пазы соответствующей ниппель-гайки и тоже проворачиваем на пару оборотов. Потом ключ возвращаем к верхней гайке и повторяем всё до тех пор, пока секции не разъединятся.

    Отворачивание ниппель-гаек именно таким образом необходимо чтобы избежать перекоса. Для того, чтобы иметь возможность приложить необходимое усилие, на конце ключа имеется сквозная щель, в которую в качестве рычага при необходимости вставляем металлический стержень.

    После того, как нам удалось разобрать радиатор, мы чистим его внутри, меняем прокладки и уплотнения. Если есть необходимость нарастить батарею, нужно добавить необходимое количество секций.

    Если необходимо устранить течь, мы готовим специальный раствор – в эпоксидную смолу нужно добавить бронзовый порошок и тщательно перемешать. Осуществляем зачистку повреждённого участка тросом, после чего обрабатываем приготовленным составом и ждём 30 – 60 минут до полного высыхания. При работе с этим составом всё следует делать настолько быстро, чтобы не дать ему засохнуть раньше времени.

    После выполнения всех необходимых операций по обслуживанию изделия и устранению неисправностей необходимо собрать батарею и выполнить её монтаж.

    Сборка алюминиевых радиаторов

    Последовательность действий при сборке алиминиевого радивтора:

    1. Для того, чтобы собрать батарею обратно, располагаем её на ровной поверхности. Тщательно обследуем все резьбовые соединения на наличие трещин и сколов;
    2. Каждое соединение очищаем от сора и загрязнений. Если мы хотим добавить новые части, необходимо до блеска зачистить торцы. Удаляется даже краска изготовителя – в местах соединений она будет существенной помехой, становясь причиной преждевременных протечек теплоносителя. Для зачистки используем наждачную бумагу с очень мелким зерном, чтобы не оставить на поверхности царапин, которые тоже могут стать причиной течи;
    3. Обезжириваем торцы бензином. Прокладки промываем в мыльном растворе. Обезжиривание обязательно в тех системах, где используются антифризы, а не обычная вода. Они имеют высокий показатель текучести и могут приникать в мельчайшие неровности;
    4. Теперь можем приступать к соединению секций. Надеваем на ниппель-гайку уплотнения из паронита и приставляем с обеих сторон секции изделия. Помещаем ключ отверстие сверху и поворачиваем пару раз, не используя при этом рычаг. Потом таким же образом делаем пару оборотов ниппель-гайки в нижнем отверстии. Проделываем это до тех пор, пока ключ перестаёт поворачиваться, и дотягиваем его при помощи рычага. Большого усилия не прилагаем – алюминий мягкий металл и повредить резьбу очень легко. По этой схеме собираем изделие целиком;
    5. На неиспользованное отверстие надеваем заглушку, а с другой стороны крепим кран Маевского – он служит для стравливания из системы лишнего воздуха. После чего выполняем монтаж радиатора и присоединение его к системе. Следим за тем, чтобы муфта герметично соединяла изделие к шлангу подачи воды. После чего можем подавать воду в систему, наблюдая, не будет ли где-нибудь протечек теплоносителя.
    Читайте также:  Как устранить течь шарового крана на батарее

    Итак, мы смогли убедиться, что разобрать, а потом собрать алюминиевую батарею отопления не представляет большой сложности. Все операции следует выполнять очень осторожно – алюминий очень мягкий металл и его очень просто повредить. Для выполнения работ не нужны никакие особые строительные навыки – лишь набор простейших инструментов, внимательность и аккуратность. Таким образом, если понадобится обслуживание изделия или потребуется добавить какое-то количество секций, вы вполне справитесь с этой задачей своими силами.

    Как разобрать алюминиевый радиатор отопления своими руками

    Потребность разборки батарей отопления может возникнуть в каждом доме. Если одна из секций дала течь, то ее требуется заменить или убрать. Добавлять дополнительные ребра приходится, когда имеющееся не прогревают помещение до нужной температуры. А если во время отопительного сезона в квартире становится жарко, нужно убрать лишние секции. Подобные задачи решаются с помощью профессионалов, но если финансовое состояние оставляет желать лучшего, придется узнавать, как разобрать радиатор отопления своими руками. Это позволит сэкономить и получить полезный опыт.

    Как разобрать радиатор отопления своими руками

    Конструкции радиаторов отопления

    При возникновении поломки отопительного элемента, особенно в холодное время года, его необходимо немедленно отремонтировать или заменить. Возможна ли разборка радиатора, зависит от типа его конструкции. Довольно часто в квартирах устанавливают неразборные виды радиаторов, которые восстановлению не подлежат. В таком случае лучше сразу приобрести новую батарею. Но есть и разборные модели, которые можно демонтировать для замены поврежденного элемента и установить назад.

    Изделия делятся на два основных вида:

    1. Секционные батареи, собранные из нескольких одинаковых секций, надежно соединенных между собой. В каждой из них есть канал, по которому циркулирует вода, а ребра, излучающие тепло обогревают помещение. Секционные батареи являются наиболее популярными, поскольку стоимость таких радиаторов ниже. При возникновении поломки, достаточно заменить только поврежденную секцию, а при необходимости всегда можно добавить или убрать ребра.

    Секционные батареи отопления

    1. Монолитные изделия представляют собой одну цельную конструкцию, которая не имеет отдельных секций. По внешним признакам эти радиаторы могут напоминать секционные аналоги, но отличия между ними очевидны. В монолитных устройствах нет соединительных стыков, за счет чего они способны выдерживать большее давление. От этого и сроки безотказной работы этих конструкции почти в два раза больше, чем у секционных. Но в случае протечки монолитное устройство придется менять полностью. В секционных изделиях достаточно будет заменить поврежденный элемент.

    Биметаллический монолитный радиатор

    Подготовка к разборке

    На этом этапе нужно приготовить все необходимые инструменты и демонтировать батарею с места крепления. Для работы, в зависимости от вида и состояния радиатора, могут понадобиться такие инструменты:

    • радиаторный (ниппельный) ключ;
    • разводной ключ или набор гаечных ключей с разными размерами головок;
    • автоген или болгарка;
    • строительный фен;
    • молоток, кувалда;
    • зубило.

    Инструменты для разборки батарей отопления

    Ниппельный ключ представляет собой железный прут с головкой в виде лопатки на одном конце, и отверстием или загнутым «ухом» на другом. Приобретенный в магазине инструмент имеет засечки, расстояние между которыми равно ширине секций радиатора отопления. Они помогут найти месторасположения нужной ниппель-гайки.

    После подготовки инструментов, необходимо обустроить место для разборки радиатора. Подойдет пол или прочный стол. Нужно учитывать то, что из батареи будет вытекать грязная вода, и не забыть подстелить под нее непромокаемую ткань.

    Разборка биметаллических и алюминиевых секционных изделий

    Чтобы отсоединить радиатор от системы и снять его с места крепления, необходимо выполнить следующее:

    1. Остановить циркуляцию воды и сбросить давление.
    2. Если батарея отопления горячая, нужно подождать пока она остынет, а затем отсоединить от системы. Для этого нужно открутить соединительные муфты на входе и выходе.
    3. Отодвинуть муфту от радиатора по трубе снять устройство с кронштейнов.
    4. Слить оставшуюся воду и положить изделие на место разборки лицевой стороной вверх.
    5. Вытянуть и сразу промыть фильтр, чтобы загрязнения на нем не засохли.

    Разборка биметаллических и алюминиевых секционных изделий

    На следующем этапе радиатор разбирается на отдельные секции. Чтобы избежать повреждений во время работы, необходимо разобраться в какую сторону нужно крутить ниппель-гайку. Этот элемент представляет собой кольцеобразную гайку с внешней резьбой и пазами внутри с обеих сторон. При этом на одной гайке есть и правая и левая резьба. Если ее откручивать, то соседние секции батареи будут равномерно раздвигаться, а при закручивании – стягиваться.

    Обычно производители делают отметки на лицевой стороне заглушек и футорок, которые обозначают направления резьбы. Отметка «D» обозначает правостороннюю резьбу, «S» – левостороннюю. Для точного определения направления движения, рекомендуется взять свободную ниппель-гайку и попробовать наживить ее на резьбу в радиаторе. Определившись, в какую сторону она закручивается, станет понятно, куда вращать ключ, чтобы разъединить секции.

    Важно! Если ниппель-гайку крутить не в ту сторону, можно легко сорвать резьбу и на ней и на батарее отопления.

    Определившись с направлением резьбы, вставьте ниппельный ключ в радиатор и продвиньте к нужной гайке. Сделать это помогут насечки на инструменте. Когда он будет находиться в пазах, вставьте в отверстие с другой его стороны рычаг. Чтобы сдвинуть гайку с места потребуется приложить усилие. Позовите помощника, чтобы он зафиксировал радиатор на одном месте.

    Ремонт биметаллических радиаторов

    Когда гайка продвинется на половину оборота, переходите на другую сторону, чтобы открутить вторую, и выполните такие же действия. Убедившись, что обе гайки вращаются без прикладывания большой физической силы, постепенно откручивайте то одну, то другую сторону, продвигаясь на 5-7 мм.

    Прокладка между секциями радиатора

    После разъединения заберите металлические прокладки, которые были между секциями. Если они находятся в хорошем состоянии, то их можно будет установить назад при сборке, если в плохом, то используйте их в качестве образца для покупки новых. Силиконовые прокладки нужно менять обязательно.

    Разборка чугунного радиатора

    Чугунная батарея отопления

    Чугунные изделия, как правило, стоят в квартирах по несколько десятков лет. В связи с этим во многих случая разобрать их не повредив невозможно. Чтобы снять батарею с места крепления, раскрутите сгоны на входе и выходе. Если это сделать не получилось, ее придется срезать болгаркой или автогеном. После демонтажа изделие промывается и укладывается на ровную поверхность.

    Срезаем старую батарею болгаркой

    За долгие годы эксплуатации стыки между секциями, ниппель-гайки и другие отдельные элементы прикипают друг к другу. За счет этого разборка требует применения большей физической силы, чем во время работы с новыми радиаторами отопления. Если гайка не откручивается, воспользуйтесь инструментом для нагрева мест соединения. Когда прикипевшие участки разогреются, их будет проще разъединить.

    Совет: для нагрева можно использовать строительный фен, автоген или паяльную лампу.

    Если пазы, предназначенные для фиксации ключа в соединяющих гайках, разъела ржавчина, разобрать изделие не получится. Эффективным способом убрать поврежденную секцию является механическое разбивание с применением кувалды, но в таком случае есть большой риск повредить всю конструкцию. Можно также попробовать распилить батарею в местах стыков болгаркой или ножовкой по металлу.

    Разбираем старую батарею

    После отделения поврежденной секции от всей конструкции попробуйте выбить ниппель-гайки при помощи молотка и зубила. Чтобы работать было легче, привлеките помощника. Только своими руками снять и разобрать радиатор может не получиться, так как чугунные изделия очень тяжелые. Одна секция весит около 7,5 кг. Соответственно, батарея в 10 секций потянет на 75 кг.

    Схема разборки чугунных радиаторов отоплений.

    Если понять, как разобрать радиатор отопления своими руками, это можно сделать быстро и без каких-либо негативных последствий. Главное, запастись необходимыми инструментами и знаниями. В случае со старыми батареями могут возникнуть проблемы. Но если повезет, то снять нужные секции получится. В противном случае придется покупать новый отопительный элемент.

    Демонтаж радиатора отопления – что нужно?

    Радиатор или батарея отопления – это секционный отопительный прибор чугунного, стального, алюминиевого или биметаллического типа. В случае если батарея начала протекать или необходимо нарастить ее секции, то требуется демонтаж оборудования. Важно знать, как снять радиатор правильно, чтобы не залить собственное жилье и квартиру соседей. Сайт «Сантехник Портал» ознакомит, как слить воду с батареи отопления, демонтировать ее и нарастить дополнительные секции правильно.

    Как слить воду из автономной системы?

    Перед тем, как выполнить демонтаж радиатора отопления, необходимо слить жидкость из контура.

    Кажется, что для слива теплоносителя из системы обогрева, нужно лишь присоединить сливной шланг к радиатору и открыть кран. Однако процесс выглядит намного сложнее. Если неправильно данную операцию, то могут возникнуть неприятные последствия в виде потопа. Поэтому важно понимать, как сливать воду из батареи отопления правильно.

    Из автономной системы слить теплоноситель проще всего. В этом случае не нужно получать специальные разрешения и согласования с государственными органами на проведения работ по демонтажу. Даже если возникнуть непредвиденные ситуации, то значимого вреда здоровью человека они не нанесут.

    Для слива воды из автономной системы отопления выполняются следующие действия:

    1. Отключить нагревательный котел.
    2. Дождаться полного остывания жидкости в системе.
    3. Перекрыть вентиль подпитки системы холодной водой.
    4. Открыть специальные воздушные клапаны, которые обязательно присутствуют в закрытых коммуникациях.
    5. Подключить шланг к сливному крану в самой нижней точке системы.
    6. Подставить под другой конец шланга емкость для приема жидкости.
    7. Открыть кран и выпустить воду.

    Когда весь теплоноситель вытечет из сети теплоснабжения, можно демонтировать и заменить радиатор или провести работы по наращиванию секций и установить его на место.

    Если в доме имеется система «теплого пола», то осуществить слив жидкости несколько сложнее. Тогда к входному патрубку потребуется подключить компрессор, который при помощи воздушного давления вытеснит воду из контура.

    Если необходимо менять только одну батарею, и на ней установлен специальный клапан, то не обязательно опустошать всю систему. Достаточно перекрыть радиатор и спустить виду только из него, не снимая все остальные отопительные приборы.

    Внимание! Рекомендуется заранее предусматривать возможность замены и слива теплоносителя из конкретного радиатора за счет установки клапанов и кранов во время монтажа системы отопления.

    Чтобы слив жидкости не принес проблем, следует заблаговременно приготовить подходящий по размеру сосуд для приема большого количества теплоносителя. В отдельных случаях можно вывести воду прямо на улицу при помощи длинного шланга.

    Как слить воду из радиатора в квартире?

    Слить жидкость из батареи, расположенной в многоквартирном доме, намного сложнее. Перед тем, как снять и разобрать радиатор отопления, придется освобождать от воды весь стояк, который проходит через все квартиры, расположенные в одной вертикали. Такая работа требует предварительного согласования с компанией, которая занимается обслуживанием теплосетей многоквартирного дома.

    Как правильно сливать воду с батареи в многоквартирном доме? Прежде всего, требуется получить разрешение. Также нужно понимать, что слив теплоносителя происходит из отрезка сети, а в частных зданиях из всей системы.

    Слив теплоносителя в квартире происходит следующим образом:

    • перекрывается распределительный вентиль, который отходит от стояка;
    • в зависимости от вида арматуры выполняются определенные действия.

    При наличии крана Маевского требуется открутить ключ с пластиковой ручкой или воспользоваться шлицевой отверткой:

    1. На спускном клапане радиатора есть боковое отверстие, которое бывает обращено к стене. Его надо прикрыть, иначе грязная вода из системы может залить стену.
    2. Затем нужно подставить тару под отверстие и отвернуть винт до момента появления характерного звука – шипение вскоре должно исчезнуть.
    3. Далее необходимо немного вывернуть винт – до тех пор, пока из отверстия не польется вода. Чтобы часть воздуха, смешавшаяся с водой, в процессе вышла наружу.
    4. Когда струя выходящего теплоносителя станет стабильной, нужно закрутить клапан системы.
    5. После этого нужно присоединить к вентилю длинный шланг, которого должно хватать до канализации.
    6. Затем нужно открыть вентиль батареи полностью, чтобы создать сильный поток внутри.
    7. Если радиатор чугунный, то нужно открутить гайку и следить за тем, чтобы после ее закручивания не подтекала прокладка.

    При отсутствии запорной арматуры лучше поручить работы по сливу теплоносителя специалистам. Услуга слива жидкости из стояка является платной. В Москве это примерно 750 рублей за один стояк в летний период, и 1000 рублей зимой. То есть, чтобы слить воду из 6 радиаторов, придется перекрыть 6 стояков. Таким образом, нужно заплатить от 4 500 до 6 000 рублей.

    Как демонтировать батарею в многоквартирном доме?

    Если с автономной системой обогрева все понятно, нужно просто слить воду и снять радиатор. То заменить батарею в многоквартирном доме намного сложнее. Как снять батарею в квартире?

    Читайте также:  Как сделать паровой котел своими руками

    Легче всего демонтировать батареи отопления в сравнительно новых квартирах с грамотным монтажом инженерных коммуникаций, в которых предусмотрена возможность слива теплоносителя из контура, не затрагивая общий стояк.

    Чтобы заменить радиатор в такой квартире, нужно предварительно перекрыть запорные краны на входе батареи, прекратив тем самым подачу жидкости в отдельные участки отопительной сети, но не прекращая циркуляцию жидкости в целом. Если в конструкции есть выпускные краны, то к ним прикручивается шланг и сливается вода.

    С однотрубной системой дела обстоят иначе. Сначала необходимо открыть кран на байпасе, который используется для замены элементов контура. Лишь после открытия крана на байпасе можно перекрывать запорные краны с обеих сторон на самой батарее.

    После этого можно приступить к отсоединению радиатора от отопительной сети в доме. Работа эта очень шумная, все соседи смогут «насладиться» процессом. Поэтому их лучше предупредить о времени проведения демонтажных работ.

    Когда отопительный прибор будет установлен на место, нужно проверить все прокладки и герметизацию стыков, чтобы соседи не получили еще один неприятный «сюрприз» в виде капающего потолка.

    Как разобрать алюминиевый и биметаллический радиатор?

    Для соединения и разборки отдельных секций батарей из алюминия или биметалла используются верхние и нижние ниппель-гайки. Это уплотнители кольцевого типа с наружной резьбой по обоим торцам. Во внутренней части детали есть специальные пазы для монтажа радиаторного ключа. Вращая его в ту или иную сторону, можно смыкать или размыкать, то есть разбирать отдельные секции.

    Перед тем, как разобрать алюминиевый радиатор отопления своими руками, нужно подготовить необходимый инвентарь.

    Роль основного инструмента отводится ниппельному ключу:

    1. Это прут из стали длиной примерно 70 см. На один из его концов нужно приварить рабочую часть ключа 24×40 мм, а второй оборудовать сквозным отверстием.
    2. Металлический стержень, который вставляется в отверстие на конце прута, что позволяет значительно упростить процедуру раскручивания гаек.

    У ключа есть серия насечек, шаг между которыми указывает на ширину одной секции.

    Перечень действий, как разобрать радиатор из алюминия или биметалла самостоятельно:

    1. Перед тем, как разбирать отопительный прибор, нужно определиться, в какую сторону вращать ключ. Для этого батарея располагается на поверхности пола так, чтобы ее лицевая часть оказалась вверху. В таком положении правая резьба будет находиться справа, а левая – слева.
    2. Есть и более простой метод. Необходимо взять ниппель и надеть его по очереди слева и справа. Если перепутать стороны, это может закончиться срывом резьбы и поломкой секции.
    3. На изделиях западного производства футорки и заглушки с лицевой части маркируются следующим образом: левая резьба обозначается, как S, правая – как D.

    Как разобрать батарею из биметалла правостороннего типа:

    1. Ключ вставить так, чтобы его «лопатка» вошла в верхнее отверстие: для фиксации там имеется специальный паз.
    2. Затем, приложив силу, повернуть инструмент против часовой стрелки, чтобы добиться смещения гайки с места.
    3. Далее понадобится вышеупомянутый прут. Его нужно вставить внутрь кольца на ниппельном ключе. Подобный рычаг заметно облегчит работу, для реализации которой потребуются значительные усилия.
    4. Произведя два полных оборота, ключ требуется переместить на нижний участок радиатора. После этого процедуру нужно повторить.
    5. Снова установить ключ сверху, сделать два оборота: поочередность действий повторяется до полного откручивания секции.

    Подобный алгоритм действий позволяет избежать перекосов.

    Для сборки и наращивания секций биметаллического или алюминиевого радиатора нужно выполнить следующую последовательность:

    1. Чтобы собрать радиатор обратно, нужно расположить секции на ровной поверхности. Тщательно обследовать все прокладки и резьбовые соединения на наличие трещин и сколов.
    2. Каждое соединение нужно очистить от мусора и загрязнений с помощью наждачной бумаги с мелким зерном. Если хотите добавить новые части, следует зачистить торцы до блеска.
    3. Обезжирить торцы бензином. Прокладки промыть в мыльном растворе.
    4. Теперь можно приступать к соединению секций. Требуется надеть на ниппель-гайку уплотнения из паронита и приставить с обеих сторон секции. Поместить ключ в отверстие сверху и повернуть пару раз, не используя при этом рычаг.
    5. Потом подобным же образом сделать пару оборотов ниппель-гайки в нижнем отверстии до тех пор, пока ключ перестаёт поворачиваться, и дотянуть его с помощью рычага. Больших усилий прилагать не стоит – алюминий мягкий металл и повредить резьбу очень легко.

    По этой схеме собирается радиатор полностью. На отверстие без секции стоит надеть заглушку, а с другой стороны установить кран Маевского для стравливания из системы лишнего воздуха.

    Как разобрать чугунную батарею?

    Часто старые квартиры и дома оборудованы чугунными радиаторами МС-140. Для их сборки также применяются ниппельные гайки и уплотнительные прокладки. Особенно сложно разобрать старую батарею, поскольку в процессе ее продолжительной эксплуатации промежутки между секциями закипают от ржавчины. В подобных случаях ниши для ключей разъедаются теплоносителем.

    Также важно помнить про внушительный вес чугуна. Например, вес одного радиатора на 12 секций составляет 90 кг: с таким изделием справиться в одиночку будет трудно.

    Для осуществления процедуры понадобятся следующие инструменты:

    • ниппельный радиаторный ключ;
    • сантехнические приспособления для отвинчивания футорок и заглушек;
    • небольшая кувалда и зубило;
    • паяльная лампа;
    • стальная щетка;
    • деревянные бруски для монтажа радиатора на пол.

    В роли радиаторного ключа применяется сплющенный с одного конца металлический стержень круглой формы, диаметром 18-20 мм. Размеры сплющенной части — 28×40 мм, при толщине 6 мм. На противоположный край прута приваривают кольцо, через которое продевается рычаг. Длиной радиаторный ключ должен быть, как половина самой большой батареи на 12 секций, плюс 30 см.

    Разъединить прикипевшие межсекционные стыки очень сложно. В некоторых случаях они прикипают так сильно, что бессильными оказываются даже значительные физические усилия. В подобных ситуациях стыки перед разборкой прогреваются с помощью паяльной лампы или фена.

    Последовательные действия, как разобрать чугунную батарею отопления по секциям:

    1. Чугун нужно прогревать паяльной лампой до тех пор, пока он не начнет издавать малиновое свечение. После этого можно начинать процедуру разборки.
    2. Прежде всего, стоит вывернуть заглушки.
    3. Радиаторный ключ подвести к верху радиатора: его головка должна попасть на участок отвинчивания ниппель-гайки. На торце секции при помощи мела надо отметить круг расположения стержня инструмента.
    4. Сплющенная часть вставляется в нижний внутренний паз. Далее, перемещая инструмент в нужном направлении, довести его до отмеченного круга.

    Перед началом разбора нужно выяснить, в какую сторону требуется проводить скручивание секций. При наличии ниппельной гайки ее по очереди накручивают на правый и левый торец батареи: это дает возможность определиться с направлением вращения ниппеля. Если резьба сдвинется, полное откручивание производить не следует. Чтобы избежать перекосов, верхний и нижней ниппели нужно поочередно отвинчивать на один полный оборот.

    Как можно перебрать алюминиевый радиатор в системе отопления своими руками: этапы монтажа и демонтажа

    Существует много причин разборки радиатора. Например, прочистка, замена или снятие секций. Можно воспользоваться услугами мастеров, но это легко сделать самостоятельно.

    Алюминиевый радиатор

    Плюсы и минусы батарей из алюминия

    Для правильной сборки, разборки алюминиевой системы нужно ознакомиться с достоинствами и недостатками оборудования.

    К преимуществам биметаллических радиаторов относятся:

    1. Хорошая теплопроводность алюминия – помогает компенсировать нестабильность напора теплоносителя.
    2. Небольшой вес материала – облегчает процесс монтажа, доставки до места назначения. Ремонтные работы, связанные с отоплением, можно провести собственными руками.
    3. Цена более доступная, по сравнению с медными, чугунными аналогами.
    4. Достаточный диаметр проходных отверстий.
    5. Быстрый нагрев, быстрое остывание – позволяет за короткое время выставить оптимальные температуры, в соответствии с погодой на улице.

    Следует отметить недостатки алюминиевой системы:

    1. Она не универсальна, стыкуется не со всеми системами, для установки нужны переходники.
    2. Высокие риски застоя воздуха, протечек, алюминиевые радиаторы плохо реагируют на скачки давления.

    На основе недостатков складываются навыки разборки радиаторов. Алюминий – актуальный материал для отопительных систем, пользуется спросом.

    Инструменты

    Для правильной разборки биметаллической батареи потребуется ниппельный ключ. Его невозможно приобрести в магазинах, получить можно следующими способами:

    1. На местном рынке, где продают подержанные инструменты, другие полезные сантехнические принадлежности по доступной цене.
    2. Обратиться в мастерскую, попросить инструмент в аренду.

    Ниппельный ключ – прут из железа с головкой в форме лопатки с одной стороны, отверстием с другой.

    Ниппельный ключ

    Важно подготовить инструменты, затем правильно снять батарею. В соответствии с ее разновидностью, состоянием требуются:

    • разводной ключ, набор ключей разных размеров;
    • болгарка, автоген;
    • молоток;
    • фен строительный;
    • зубило.

    Когда инструменты готовы, можно приступать к подготовке места работы. Делают это на полу, прочном столе, учитывая, что из радиатора будет течь грязная вода.

    Разборка и сборка алюминиевого радиатора своими руками

    Прежде чем разобрать батарею, нужно определить, материал центральной части. Если медная – существует риск деформации торцов у горизонтальных трубок. Повреждение нарушит герметичность радиатора.

    Для предупреждения повреждения сердцевины, нужны два ниппельных ключа. После срыва соединительных гаек, нужно работать ими одновременно. Если второго ключа нет, допустимо поворачивать по отдельности, максимум на один оборот.

    Отключение от сети отопления

    Прежде чем приступить к разборке радиатора от сети отопления, необходимо посмотреть, есть ли отсечные краны. Если нет – не получится избежать приглашения работника ЖКХ для отключения стояка. В отопительный сезон, после перекрытия стояка, требуется выждать некоторое время, горячая вода должна остыть. Теплоноситель сливают, начинают убирать секции. После завершения демонтажа, поверхность радиатора промывается проточной водой.

    Как разобрать и собрать батарею

    Снимать алюминиевые батареи нужно в таких ситуациях:

    • полная замена системы;
    • наращивание или снятие секций;
    • устранение протеканий.

    Все действия реализуются в следующей последовательности:

    1. Сброс теплоносителя из системы. Когда разбор проводится в отопительный сезон, важно выждать время для остывания теплоносителя.
    2. Откручивание муфты гаечным ключом – она соединяет шланг между батареей и трубой отопления.
    3. После отключения батареи, ее освобождают от остатков воды, кладут на ровную поверхность передней стороной вверх.
    4. Снятие фильтра, промывка. Важно сделать незамедлительно, грязь начинает застывать, убрать ее вскоре станет невозможно.
    5. Разбор по секциям. Секции соединены ниппель гайками. Для снятия требуется специальный ключ, гайки проворачивают против часовой стрелки. Важно делать работу осторожно, иначе сформируется перекос.

    После разбора детали промываются, собираются в той же последовательности.

    Процесс разборки

    Для купирования течи в алюминиевом радиаторе, нужен раствор эпоксидной смолы с небольшим количеством бронзового порошка. Работать со смесью потребуется быстро – застывание происходит за несколько минут, поэтому место протечки заранее зачищается и готовится.

    Как собрать алюминиевый радиатор

    Радиатор собирают в обратном порядке. Секции выкладывают на ровную поверхность. Когда батарея не новая, откручивается торцевая заглушка, кран Маевского.

    Прежде чем начинать установку, нужно проверить резьбу, пазы, чтобы они были в рабочем состоянии, не было сколов, перепадов. На установленных секциях прогоняется резьба – вкручивается и выкручивается ниппель. Иногда, под слоем краски, перед резьбой располагается прокладка. Торец протирается мелкой наждачкой, при обнаружении прокладки, ее срезают острым лезвием или ножом.

    Алюминиевая батарея в разрезе

    Прежде чем наращивать секции, торцы зачищаются до гладкости, важно снять заводскую краску. Под воздействием воды, краска начнет слоиться, трескаться, в микротрещины будет сочиться вода, независимо от состояния прокладок. Зачистка дает гарантии бесперебойной эксплуатации системы.

    Для улучшения герметичности, торцы дополнительно обезжиривают, например, бензином. То же проделывают с прокладками – моют мыльным раствором. При заполнении системы водой, обезжиривание необязательно. Для систем на антифризе проводить работу нужно в обязательном порядке. Антифризы отличаются хорошей текучестью, просачиваются в микротрещины. Сборку начинают после полного высыхания.

    1. Ниппель гайки наживляют на половину оборота. На ниппель сверху одевают термостойкие паронитовые или силиконовые прокладки для герметизации стыков.
    2. Взять секцию, плотно приставить к гайкам, проверив плотность стыковки.
    3. Ключ вставляется в верхнее отверстие, закручивается на 1 — 2 оборота. Крутить нужно руками.
    4. Сделать то же для нижнего отверстия, повторить поочередно несколько оборотов, притягивая одновременно 2 гайки.
    5. После ручной стяжки, допустимо воспользоваться рычагом – в два этапа на каждом из ниппелей. Не нужно прикладывать чрезмерных усилий, чтобы не сорвать резьбу, алюминий податливый металл.
    6. Когда секция собрана, на неиспользованные отверстия накручиваются заглушки с одной стороны, и кран Маевского с другой. Кран помогает спускать воздух из системы.

    Ошибки подключения

    Самая большая ошибка соединения – схема обратной связи. Правильная схема – доведение охлаждающей жидкости до верхнего входа, выведение из нижней части трубы. Когда лента изменяет направление, мощность прогрева уменьшается в два раза. Профессиональный сантехник не допустит этой ошибки, при самостоятельной сборке это частая проблема.

    Возможные ошибки

    Еще одна важная причина ошибок – удаление воздушных карманов. Процесс связан с наклоном трубы. Линия подачи горячей воды должна направляться в расширительный сосуд, откуда может вытекать воздух. Наклон обратной трубки должен направляться в котел. В конце возврата монтируется дренажная труба, удаляющая хладагент из системы отопления.

    Заключение

    Разбирать и собирать алюминиевый радиатор самостоятельно не сложно. Каждый этап требуется организовывать осторожно, алюминий – мягкий металл, его легко повредить. Нужен набор инструментов, аккуратность, внимательность. При неуверенности, лучше воспользоваться услугами профессионалов.

    Ссылка на основную публикацию